Означает ли цифровая эра закат брендов класса "делюкс"

Люди тратят лишние деньги в том числе и потому, что им дарована привилегия платить больше

Сет Годин, председатель правления Squidoo.com, описал для "Киевстар Бизнес" Дайджеста свое видение будущего брендов люкс-сегмента.

Предметы роскоши в том виде, в каком мы их знаем, были придуманы/введены в оборот/регламентированы в XVII веке Жаном-Батистом Кольбером, генеральным контролером финансов и фактическим главой правительства Людовика XIV. Вначале предметы роскоши были просто товарами повышенного качества — сделанными лучше, из лучших материалов и т.п. Сама концепция оказалась настоящим озарением и стала приносить колоссальную прибыль.

Со временем, когда и другие догадались делать вещи качества "делюкс", и наступил триумф индустриализма, бирка на предмете, бренд стали почти так же важны, как само изделие. Бренд стал признаком принадлежности к племени, к элите и способом продемонстрировать хороший вкус. Люди тратят лишние деньги в том числе и потому, что им дарована привилегия платить больше. Долгое время продажа товаров "делюкс" была бессмысленной, потому что сам факт их недоступности для покупки делал их предметами роскоши.

Торговля логотипом, будь то Hermes, Chanel или шампанское, предоставляла шикарные возможности для производства предметов роскоши. Добавьте к этому растущее число богатых людей, которые жаждут этикеток, и ситуация станет почти идеальной. Накормите это племя, придайте этикетке значение — и вам начнут платить больше просто потому, что ваш товар дороже.

Но потом появились аутлеты, и Ральф Лорен начал свой танец на границе между массовым и высококлассным, продавая товары на любой кошелек под разными логотипами. Если кто угодно может пошить отличную сорочку, за какую ее версию вы заплатите больше? Еще дальше пошли в H&M. И сегодня на дорогие покупки тратятся деньги, но влияние бренда исчезает все быстрее.

И вот что в последнее время оказалось: в постиндустриальной взаимосвязанной экономике мы зачастую больше ценим связи, а не вещи. Нам скорее нужен работающий смартфон, чем необычная машина. Нам лучше получить приглашение на правильную конференцию, чем носить дорогие туфли. Логотипы стоят все меньше, их все легче подделывать, они больше не являются таким однозначным признаком принадлежности к племени.

И все же...

И все же элита (самого разного толка) по-прежнему хочет показать свою принадлежность к определенной группе, к группе, куда не всем открыт вход. И человек по-прежнему ищет лучшее, предмет, который несет на себе отпечаток рук умелого мастера, сделанный на заказ, с той магией особенной вещи, которую мы все помним.

Я не думаю, что предметы роскоши исчезнут, но в любом случае этот рынок меняется. Высокая цена — это лишь одна из тактик, но не единственная.