Почему бюджетные авиакомпании не приходят на украинский рынок

Корпоративный пресс-секретарь ведущей украинской авиакомпании МАУ Евгения Сацкая рассказала "Делу", по каким причинам лоукостеры в Украине работают не по классической модели и почему рынок бюджетных перевозок в нашей стране не будет нормально развиваться еще очень долго

Бюджетный авиаперевозчик успешно будет работать только там, где по одному маршруту можно выполнять 8-10 рейсов в день. А также там, где продолжительность маршрута не должна теоретически превышать два часа. То есть, для лоукоста важна массовость. 5, 6, 7, 8 рейсов в день, короткие рейсы — в идеале, час-полтора, не более двух часов. И в ситуации, где пассажиропоток определяется сотнями тысяч пассажиров, где на решение пассажира полететь не влияют никакие другие факторы, кроме денег. Посчитайте теперь, сколько у нас таких рынков…. Киев — Москва, Киев — Симферополь в сезон, ну и чартерные направления — Анталья, Египет в зависимости от сезона — так ведь цены на чартерных направлениях, по сути, на уровне лоукостовских. На сегодняшний день в Украине не создана рыночная база.

Что делает бюджетная компания, которая "зашла" на рынок Украины, и чем она отличается от классических перевозчиков? Если говорить о положительном эффекте от деятельности лоукост-перевозчиков, то это — развитие регионов: полеты во второстепенные аэропорты, освоение маршрутов, которых никогда не существовало, создание новых рабочих мест, развитие туризма, и как следствие — строительство гостиниц, ресторанов и т.д. (именно за эти качества лоукостеров очень любят местные власти).

Лоукост должен развивать регионы

Если применять эту логику к лоукост-перевозчику в Украине, то от него следовало бы ожидать — в интересах развития Украины, ее экономики, авиационной отрасли — что лоукостеры должны летать, условно говоря, из Полтавы в Донецк, из Запорожья в Симферополь, из Черкасс в Тернополь и т.д. То есть, они должны были бы развивать те маршруты, до которых у крупных классических авиакомпаний не доходят руки — мы пока считаем это неэффективным.

А тут приходит такой честный и благородный лоукостер и говорит: "А я эти направления разовью, я в этом помогу". Но отнюдь! Лоукост становится летом на маршрут Киев — Симферополь. А как только лето заканчивается, он уходит оттуда на Львов, где развит зимний туризм, потом вообще уходит на чартеры. Причем он не развивает какие-то новые чартерные маршруты, нет, он приходит туда, где все уже хорошо развито, освоено и где существует массовость. Не совсем по-лоукостовски получается, по крайней мере, не по классической модели лоукоста.

Украинская наземная инфраструктура оставляет желать лучшего

Мы уверены, что Украина только бы выиграла, если бы реально пошли полеты из Полтавы, Черкасс, Тернополя. Но существует еще одна причина, почему приход лоукостеров несвоевременен — Украина к этому абсолютно не готова. Плохой аэропорт где-нибудь в провинции — так сделайте его хорошим и летайте! И вам скажет "спасибо" весь народ Украины…

И такие варианты в Европе существуют. То же самое делал 15-20 лет назад первый лоукостер в мире "Саус Вест Эйрлайнс" в США. Он приходил в аэропорты, которых никто не знал, инвестировал в инфраструктуру, шел к властям и убеждал их из муниципальных бюджетов тратить деньги на то, чтобы провести к аэропорту дорогу, сделать автостоянку, либо говорил, что сделает это за свои деньги, но тогда будет год бесплатно в этот аэропорт летать. И они находили схемы, находили методы, как это можно сделать — и поднимали эти маршруты, действительно, поднимали. Собственно, "Саус Вест" вообще и создал весь этот феномен. Потом это пошло по всему миру: где надо и где не надо. Ведь на самом деле не везде это необходимо реализовывать и далеко не всегда эта схема работает. В Украине она пока не работает никак.

Читайте также "Топ-10 крупнейших авиакомпаний в небе Украины"