Политическая витрина украинской энергетики

Это только кажется, что выставка "Энергетика в промышленности" отражает тенденции в энергетике и промышленности. На самом деле — это одно из самых показательных мероприятий для понимания политических трендов

На выставку "Энергетика в промышленности" я хожу третий год подряд. То, как изменилась за эти три года экспозиция, отражает не только экономические и технологические тенденции (хотя и их, безусловно, тоже), но и политические пертурбации, происходящие в энергетической сфере.

В 2012 году форум был юбилейным, 10-м. Размаха добавили и другие совпавшие юбилеи — 50 лет Минэнерго, 35 — атомной энергетике Украины, 80 лет со дня пуска первого гидроагрегата Днепровской ГЭС. Красная дорожка, слезы радости, всем сестрам по плюшке, ну и так далее. Количество посетителей было таким, что яблоку негде было упасть. Тогда центральные стенды занимали госкомпании, в особенности — НАК "Нафтогаз Украины", считавшийся правой рукой Минэнерго. Как-никак, кормилец — большинство предприятий зависели от поставок газа. Хотя о том, что нужно с этой зависимостью что-то делать, задумывались уже тогда.

В 2013-м мероприятие приобрело еще больший размах — участники из 12 стран, и не только энергетики, но и крупные промышленники в части энергетического машиностроения. Особое место в экспозиции занимал стенд "Росатома", сулившего содействие по всем фронтам в машиностроении и энергетике в целом. Обилие российских компаний поражало. В бравурной конференц-части всем нам обещали скорое светлое будущее — модернизацию электростанций, давно отработавших ресурс, рост добычи газа, даже собственный ядерный заводик. Новые заводы, новые шахты… Почти что коммунизм, только вот с ярко выраженным участием в нем РФ и ее капитала. Спустя 2 месяца ситуация в стране изменилась в корне — возник Майдан, и планы власти рухнули. Вместе с ними рухнула и надежда русских на получение дивидендов от украинской энергосферы.

Выставка 2014-го — объективно унылое зрелище, демонстрирующее всю глубину кризиса украинской промышленности. Большинство машиностроителей, видимо, решили потратить деньги, отложенные на участие в выставке, на что-то более полезное — например, выплату зарплат, или помощь АТО (по крайней мере, хочется так думать). "Турбоатом" притащил небольшой макет турбины, и на этом почти все закончилось. Энергокомпаний также не густо — внимание привлекает разве что НАЭК "Энергоатом", но они — практически единственное яркое пятно. Где-то в глубине выставки сиротливо жмется небольшой уголок энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова, еще год назад позволявшего себе громадный "куб" в центре выставки, видимый изо всех уголков зала в Международном выставочном центре. С персоналом у ДТЭК тоже не сложилось — стенд все время либо пустовал, либо на нем одиноко дежурила хостес в форме компании.

Российских компаний не было вовсе. Международный пул был представлен тремя странами — Азербайджаном, Словакией и Чехией. Как поделился один из участников выставки, нежелание иностранцев демонстрировать свои достижения на энергопоприще — не свидетельство боязни войны, а обычная рачительность. Далеко не каждый участник оказался готов выложить немалые деньги за участие в выставке в стране, где вряд ли сейчас можно рассчитывать на серьезные контракты.

При этом порадовали стенды, посвященные возобновляемой энергетике — и интересностью наполнения, и широтой представленного ассортимента. Если ранее на фоне традиционных промышленных гигантов они терялись, то сегодня заняли заметную нишу и привлекли к себе немало внимания. Все, собственно, как и в самой энергетике — дефицит газа принуждает и правительство, и население искать другие способы согреться зимой, и пеллеты/дрова/теплонасосы становятся весьма востребованными.

Что же касается политических веяний, проявившихся на выставке, то они моментально считываются по расположению стендов. Самые влиятельные компании организатор — Минэнерго — всегда располагает справа от входа, так как большинство людей, будучи правшами, автоматически идут туда. В 2012-м на лучшем месте стояли Минэнерго с "Нафтогазом", в минувшем году — "Росатом". А в текущем на их месте расположился украинский "мирный атом" — НАЭК "Энергоатом". И правда, сейчас для украинской энергетики НАЭК — лучик света. В силу дефицита необходимых марок угля, атомщики тянут, как могут, выработку тока в стране.

Но если скудность экспозиции можно объяснить экономическим кризисом и войной, то вот низкую квалификацию и осведомленность посетителей — специалистов энергетической сферы — объяснить сложнее. Например, на выставке по-прежнему говорят о наращивании добычи "Черноморнафтогазом" и строительстве ядерного завода с россиянами, хотя давно известно, что проект, по политическим причинам, фактически мертв (хотя россияне это и отрицают). Слушая все это, начинаешь недоумевать, кого и, собственно, зачем собирает выставка. Такое впечатление, что и посетители, и участники приходят исключительно по инерции.

То ли дело оружейная экспозиция в соседнем павильоне МВЦ, на которую то и дело сбегали посетители унылой энергетической выставки. Вот там от публики — от министров до зевак — отбоя не было: кому не охота посмотреть на вертолеты, БТРы, бронетехнику и обмундирование? "Мотор Сич" на наш вопрос, рабочий ли их боевой вертолет, гордо ответила, что да. Правда, посетители, глядя на все это оружейное великолепие, порой перешептывались: а почему это все стоит в павильоне, а не находится за полтысячи километров, исполняя свое прямое предназначение?