Рост акцизов вынуждает Carlsberg Group заняться безалкогольными напитками

Антон Артемьев, старший вице-президент Carlsberg Group по Восточной Европе, президент Пивоваренной компании «Балтика», рассказал «ДЕЛУ» о планах компании по выпуску минеральной воды

В 2009 году импорт пива в Украину уменьшился на 19,4%. Произошла ли коррекция производства компании «Славутич» по сегментам — увеличение низкоценового производства в ущерб высокому ценовому сегменту?

Коррекция была, но она была не настолько значительной. Изменения составили не более 1%. Если раньше премиального и суперпремиального пива продавалось 12% от общего объема, то теперь 11%.

В целом по рынку Украины продажи пива категории Mainstream сократились на 11%, сегмента Premium — на 9%, Super Premium — на 25%. Рост продаж был в категории Lower Mainstream около 4%.

Планируется ли оптимизация портфеля брендов «Славутич»?

Нет, на сегодняшний момент портфель компании сбалансирован.

Какой бренд из производимых Carlsberg Group в Украине стал самым продаваемым по итогам 2009 года? И какой — финансово наиболее успешен?

Самый быстрый рост показал бренд «Львівське» — 68,4% в 2009 году по сравнению с 2008-м. Это средний ценовой сегмент. В улучшении финансовых показателей этот бренд сыграл тоже ключевую роль. В России — бренд «Балтика» и по объемам продаж, и по вкладу в результат.

«Славутич» в 2008 году начал производство кваса. Какова динамика продаж ТМ «Квас Тарас»?

За полтора года он занял долю в 22,5% в натуральном выражении и стал лидером на рынке кваса Украины.

Планируете другие непивные проекты?

Пиво, безусловно, останется нашим приоритетом, но мы будем работать не только с ним — это факт. С 1 января в России увеличен акциз на пиво в три раза — это еще одна причина того, что мы с интересом смотрим на другие категории, в частности, безалкогольные напитки.   

Вы планируете инвестировать в производство соков?

Я бы скорее говорил о минеральной воде.

Когда могут быть реализованы такие проекты?

Новости могут быть уже в этом году.

Предполагаете партнерство с профильным производителем?

Нет. У нас достаточно мощностей.

Сравните инвестклимат для производителей пива в России и в Украине.

Некоторое время назад я бы сказал, что климат привлекательнее в России. В первую очередь из-за экономической составляющей. Средняя цена на пиво в России выше, чем здесь, и разница в цене сопоставимых категорий может составлять 10-20%. Это позволяло окупать инвестиции быстрее, чем в Украине.  

Тему пива в России чрезмерно политизировали. А здесь еще кризис и необходимость в связи с этим стабилизировать бюджет. Пивоваренная промышленность прозрачна: если ты поднял налог — ты его легко сможешь и собрать. А подняли налог на водку — рынок уходит в подполье и налоги собрать труднее. Конечно, проще поднять акцизы на пиво. В этом смысле мы более уязвимы.  

Если суммировать, то базовая составляющая экономики России позволяет, с одной стороны, рассчитывать на большую доходность вложений, с другой же стороны — грядет существенное сокращение рынка из-за роста налоговой нагрузки. В Украине падение рынка по итогам 2010 года зависит от того, как государство себя поведет в отношении акцизов дальше.