С рынка ОСАГО уйдет половина страховщиков — Виктор Суслов

В два раза сократится количество страховщиков, работающих на рынке "автогражданки", после вступления в силу принятых вчера Верховной Радой поправок в закон об обязательном автостраховании. Об этом сообщил экс-глава Нацфинуслуг (2002-2006 гг., 2009-2010 гг.) Виктор Суслов

Каким компаниям выгодно пятикратное повышение размера отчислений в Гарантийный фонд для страховщиков на внутреннем рынке "автогражданки" — до EUR500 тыс., а для страховщиков-членов системы "Зеленая карта" двукратное — до 1 млн. гривен, каким - невыгодно и почему?

Все изменения идут в русле мероприятий по переделу страхового рынка. Изначальный замысел был, что такими мероприятиями удастся уменьшить в страховании гражданской ответственности значительную часть небольших компаний, которые не в состоянии выплатить в фонды полмиллиона евро. Также сильно должен уменьшиться рынок для компаний, которые занимаются "Зеленой картой".

В таком изменении политики есть и плюсы и минусы. Конечно, компании, которые более капитализированы, им легче будет выполнить эти требования. Но при этом не всегда крупные компании более устойчивы и платежеспособны. Нельзя стремиться к тому, чтобы на рынок были допущены только самые большие компании.

Нужно смотреть еще и на платежеспособность, состояние активов, резервов и т.д. И крупнейшие компании зачастую не могут выполнить обязательства, потому что у них долги гораздо больше. Когда я возглавлял Нацфинуслуг, мы не поддержали такую инициативу, делая акцент на качестве активов и резервов и улучшении платежеспособности компании, не поддерживая передела рынка в пользу более крупных компаний.

Сколько компаний может уйти с рынка в связи с новыми нормами?

Думаю, что больше половины из тех, кто участвует.

Формирование дополнительного фонда — лишний шаг

По каким причинам именно сейчас возникла необходимость создать четвертый фонд МТСБУ, призванный помогать страховщикам, испытывающим временные финансовые трудности?

Я не знаю всех замыслов, но если правильно контролировать страховые компании, пожалуй, такие меры не являются необходимыми. Потому что если соблюдать требования платежеспособности компаний, активов и резервов, тогда нет необходимости в создании дополнительного фонда. Тем более гарантийный фонд сейчас увеличивается. Мне кажется, что это уже лишний шаг.

Почему фонд создается на некоторое время (Вадим Загребной, гендиректор МТСБУ, утверждал, что его необходимо создать не более чем на два года)?

В бюро есть проблемы по выплатам по обязательствам некоторых достаточно крупных компаний, и, конечно, то, что не выплачивают компании, ложится на Моторное бюро. Но этот вопрос должен решаться в другой плоскости, в плоскости контроля активов и резервов, ограничивать рискованную политику компаний.

Увеличение выплат за нанесение ущерба жизни и здоровья не должно сказаться на стоимости полиса

Поднялись выплаты за ущерб, нанесенный жизни и здоровью. Насколько это необходимая мера, если у нас официально бесплатная медицина и большинство пострадавших не в состоянии документально подтвердить расходы?

Я думаю, что это правильные шаги. Проблема украинского страхования гражданской ответственности заключалась в том, что ущерб по железу возмещался более-менее полно, а ущерб по здоровью всегда плохо возмещался. Так что увеличение выплат в этой части оправдано.

Насколько необходимо при том, что документально стоимость лечения подтвердить очень сложно?

Значит, будут лечиться там, где они смогут документально подтвердить. У нас более чем достаточно частных клиник, в том числе и тех, которые организовывают скорую помощь.

Как эти изменения повлияют на смену стоимости ОСАГО?

Тут нужно смотреть статистику. Когда я этим занимался, выплаты по жизни и здоровью были настолько малы, что конечное увеличение выплат не оправдывало увеличения стоимости полиса. Сейчас надо оценить, каковы эти выплаты. Не думаю, что они сильно возросли.

А как на стоимость может повлиять увеличение резервов?

Уже несколько раз повышали стоимость ОСАГО. Уж на чем точно нужно остановиться, так это на повышении стоимости ОСАГО. Опять же, нужно посмотреть на уровень выплат в сравнении к собранным премиям. Этот уровень не превышает 48%. Это значит, что есть еще значительный резерв, который позволяет, не повышая стоимость, увеличивать выплаты. По нормативам, на расходы компаний позволяют тратить 20%, поэтому есть большой запас, который позволит увеличить выплаты без повышения стоимости.

Напомним, что вчера Верховная Рада приняла поправки в Закон об обязательном автостраховании. По словам операторов рынка, принятие закона повлечет рост убыточности страховщиков, а в течение года — рост тарифов.