Стоимость минуты мобильной связи в Украине — самая низкая в Европе и СНГ — директор по маркетингу МТС

Директор по маркетингу компании МТС Святослав Горбань о том, почему компания снизила тарифы, когда будем включать чайник через телефон, и как скоро появится интернет в метро

Чего сейчас люди хотят от мобильной связи? Как их предпочтения поменялись за последние годы?

Когда я пришел работать в компанию 11 лет назад, мобильная связь действительно была очень дорогой. Случалось, некоторые абоненты, чтобы просто похвастаться, звонили на бесплатный номер колл-центра — я, дескать, говорю по мобильному телефону. Сейчас это звучит смешно. Мобильная связь давно перестала быть роскошью, это — часть инфраструктуры, как, например, дороги или водопровод, которыми пользуются все.

Мы достигли того уровня, когда люди разговаривают сколько хотят. Для сравнения — европеец разговаривает по мобильному в среднем 100-200 минут в месяц. Наши же абоненты говорят по 600 минут в месяц, то есть люди общаются, не ограничивая себя. Стоимость минуты мобильной связи в Украине самая низкая в Европе и СНГ. В России, Армении, Грузии — странах, сравнимых с Украиной по уровню доходов населения, цены в несколько раз выше.

Сейчас растет спрос на мобильный интернет. Но он требует высоких скоростей, что упирается в выдачу государством лицензии на связь нового поколения 3G. К примеру, в Европе уже давно построены сети третьего, а кое-где и четвертого поколения.

Для того, чтобы перейти от второго поколения связи к третьему, недостаточно просто поменять пару серверов или программу новую загрузить. Нужно строить новую сеть. Одна новая базовая станция стоит 100 тыс. долларов, а их у нас тысячи. Представляете, какие требуются средства?

В июле компания объявила о моратории на тарифы. Они уже сняты?

В начале лета у Антимонопольного комитета возникли вопросы относительно тарифов на мобильную связь. Мы предоставили АМКУ всю информацию и"заморозили" тарифы, чтобы дать возможность комитету спокойно разобраться в ситуации и проанализировать все цены на рынке.

Мы прозрачная компания, нам нечего скрывать, мы готовы показать и объяснить, каждую гривну, которую тратим, каждую копейку, которую зарабатываем.

На протяжении последних 5 лет наши цены снизились в 3 раза. В то время как все остальное — продукты, транспорт, квартплата — только дорожало. Антимонопольный комитет призывает нас еще снизить цены. И мы это делаем постоянно. Расходы наших абонентов на связь уменьшаются. Только в результате летних акций средний счет нашего абонента в месяц сократился на 8%. Мы регулярно запускаем новые предложения, отменили плату за соединение, которая так раздражала людей, убрали обязательное пополнение. Недавно стали доплачивать за разговоры в своей сети и запустили "копеечный интернет" — по 1 копейке за мегабайт. Готовим еще несколько сюрпризов, в частности, в роуминге. И люди это чувствуют, голосуют собственным кошельком — за последний год число наших абонентов выросло на 1 миллион человек. Если бы мы что-то скрывали и кого-то обманывали, абоненты не приходили бы к нам. Конкуренция все расставляет по местам.

Что нам ожидать в будущем? Каким образом в условиях такой жесткой конкуренции вы собираетесь удерживать и привлекать клиентов?

Мобильный интернет, мобильные платежи, есть много инновационных услуг и сервисов, которые будут активно развиваться в будущем. В частности услуги М2М (machine-to-machine). Это передача данных от устройства к устройству, когда любую информацию или данные можно передавать в автоматическом режиме при помощи мобильной связи. Сегодня эта технология используется в промышленности — для учета потребления электричества, газа и воды, в банкоматах, в транспорте — для контроля за передвижением автомобилей. Но в будущем сим-карта может быть установлена буквально везде — в чайнике, в телевизоре, в микроволновке — и с мобильного дистанционно можно будет включить чайник, разогреть обед, запрограммировать телевизор. Потенциал М2М очень высок. Есть много других интересных технологий, например NFC (near field communication), которая позволяет пользоваться мобильным телефоном как проездным билетом в общественном транспорте, поезде или даже самолете — вам не нужны будут билеты или посадочные талоны, ваш умный мобильный обменяется информацией со считывающими терминалами в транспорте сам.

При помощи мобильного телефона, который всегда под рукой, можно оплачивать услуги, делать покупки в интернете. Примеров в мире очень много, Надеюсь, что вопрос с 3G лицензиями решится, и скоро такие сервисы появятся и в Украине.

Очень важно, чтобы государство и чиновники понимали, что телекоммуникации — это базовая отрасль для всей экономики. Телекоммуникационные компании создают условия для притока инвестиций. Бизнес приходит туда, где есть дороги и связь, и не приходит туда, где их нет.

Что нового уже сегодня предлагаете потребителю?

У нас есть специальный детский тариф "Супер МТС Команда". Он в два раза дешевле любого "взрослого" тарифа, защищен от спама и нежелательного для ребенка контента и позволяет бесплатно звонить родителям даже без денег на счету. Но самый популярный сервис у родителей — это "ребенок под присмотром", который позволяет родителям видеть в режиме реального времени, где находится ребенок. Согласитесь, это очень важно. А в основе лежит еще одна инновационная технология — LBS (location based service), определяющая местонахождение абонента по расстоянию до ближайшей базовой станции.

Опять возобновились разговоры о том, что новые номера будут продавать по паспортам. Чем это может обернуться для обычного гражданина?

Идея заключалась в том, чтобы помочь правоохранительным органам бороться с преступностью. Но в странах, где стартовые пакеты продаются по паспортам, существует черный рынок, на котором любой преступник или террорист может купить карточку на подставное лицо. То есть проблемы раскрываемости преступлений это не решит, зато создаст массу неудобств для абонентов. Купить сим-карту можно будет не везде, а только в специализированном магазине и при наличии паспорта. Более того, я не представляю, как можно будет заставить зарегистрироваться 50 млн абонентов, карточки которых сегодня оформлены без паспорта. Фактически надо будет перепись населения сделать. Это очень затратно, нереально и, главное, не нужно.

А что мешает проведению интернета в метро?

В метро, особенно в поездах, из-за шума нормально пользоваться голосовой связью невозможно. А бесшумное метро, как в Бангкоке, боюсь, в Украине появится нескоро. Другое дело — передача данных: можно читать почту, смотреть фильмы, сидеть в интернете. За примерами далеко ходить не надо — именно такими услугами пользуются абоненты там, где 3G в метро есть. Если бы на подземных станциях и ветках, где это никому не будет мешать, нам разрешили строить 3G без лицензии, интернет в метро давно бы был.

Мы готовы строить и делать, не требуем дотаций и привилегий. Мы много отдаем государству в виде налогов, отчислений в пенсионный фонд, других социальных платежей и обязательств. Единственное, что хотелось бы получить взамен, — это возможность внедрять новые технологии и сервисы, которыми пользуются уже сотни миллионов абонентов во всем мире, но которые пока еще недоступны для украинцев.

Беседовала Татьяна Цукрова