Томенко: Решение Литвина и поведение Мартынюка не способствуют дружескому общению

Заместитель главы Верховной Рады Николай Томенко рассказал об особенностях работы депутатов на последней сессии этого созыва

Ниже приводится вторая часть интервью с Николаем Томенко. Первую часть читайте здесь.

Начинается последняя сессия Верховной Рады шестого созыва. Учитывая избирательный период, какие задачи депутаты будут решать на этой последней сессии?

Если говорить от имени оппозиции, то наше задание достаточно простое — не допустить каких-то экзотических или антинародных законопроектов. Лучше что-то не принять, чем принять и потом не знать, что с ним делать. В последние месяцы сессии у власти мандраж, и они будут штамповать законы, разработанные избирательным штабом. С другой стороны, у власти есть желание решить какие-то материальные вопросы. Например, все, что касается уменьшения сферы влияния конкурса на тендерные покупки или набрать фантастически большое количество новых необоснованных кредитов.

Что вы имеете в виду?

Китайские миллиарды. Один кредит на замещение газа, нефти, на уголь, другой трехмиллиардный кредит, чтобы купить у КНР семена и минеральные удобрения. Государство берет кредиты под гарантии правительства, а финансируется частный капитал, потому что угольные компании — это частная собственность, и возвращать эти деньги будет не угольное лобби, а мы с вами. В случае с сельским хозяйством это значит, что малый, средний бизнес и фермерство как класс будут уничтожены. Когда сюда зайдут большие международные игроки, у нас исчезнет какой-либо намек на качественное органическое производство. Я смотрел, как Китай работает на территории России. Это максимальный результат за счет уничтожения природного потенциала и ресурсов. Например, на некоторых полях брали от двух до четырех урожаев в сезон за счет технологий, минеральных удобрений и других новшеств. Они стараются максимально вытянуть из земли все, что можно. Земля же не их. Но эти территории через 4-6 лет становятся непригодными для выращивания сельхозкультур. Таким образом рушится традиционный принцип смены посевов, и мы не только потеряем свои ресурсы, но и качество продукции. Этот "подарок" украинскому народу власть сделала на внеочередной сессии.

Бюджет следующего года будет принимать этот созыв или уже следующий?

Бюджет будет принимать Верховная Рада этого созыва. Для власти это важно, потому что если посмотреть на бюджет, который мы имеем сейчас, то это первый и, я надеюсь, последний бюджет в украинской истории, где субвенционная часть абсолютно не выполнена. В этот раз будет то же самое.

У вас есть какие-то примеры?

Например, в Полтавской области 198 миллионов субвенционных денег предусмотрено было на дороги, ремонты и прочее, но реально из них освоено около 10%. Такая же ситуация в большинстве регионов страны. То есть этих денег нет просто физически. На бумаге эти деньги закладываются, чтобы организовать шоу перед выборами и для презентации бюджета в Верховной Раде. А реально этих денег не будет.

Куда же они деваются?

Сейчас я получаю информацию со всех уголков Украины, что казначейство работает уже второй месяц в режиме пенсия-зарплата. Все остальные статьи просто не финансируются, поскольку на счетах казначейства нет достаточно денег. Более того, социальные выплаты идут за счет перебросов денег с каких-то других статей.

В течение этой сессии вы будете работать в зале или за трибуной на своем месте?

В зале.

Какие у вас сейчас отношения с Литвином?

После этого шулерства, которое имело место с языковым законом, я вместе с руководителями оппозиции общался только один раз с Литвином. У нас тогда сложилось впечатление, что он искренне не хотел ставить на голосование этот законопроект как неподготовленный, и его просто реально обманули, сделав для него специальную программу на четыре часа, чтобы он не знал, что голосование произойдет.

Складывалось впечатление, что у Литвина не было выбора, а реально был ли у него выбор не подписывать этот законопроект?

Если бы дело пошло в клинч, то ценой неподписания было бы увольнение. Он мог не подписать закон как глава парламента. Тогда надо было бы выбирать нового главу Верховной Рады. В такой ситуации он сохранил бы себя как политика, но потерял бы не только должность, но и партию и влияние. Проанализировав ситуацию, он выбрал такой путь. Для нас это неприятное решение. Поэтому решение Литвина и поведение Мартынюка не способствует дружескому общению. Если руководство парламента работает исключительно в интересах партии власти, то естественно, доверия уже нет, а как можно работать без доверия?

Кто же будет новым заместителем Литвина?

Нового заместителя главы правительства выбирать не будут по одной простой причине. Оппозиция не будет никого предлагать. Если они пойдут на то, чтобы выбирать не от оппозиции, это будет воспринято и в Украине, и в мире неадекватно. Зачем нам предлагать кого-то в президиум, когда он полностью себя дискредитировал?

Принятие языкового закона в реальности показало, какую глупость сделали "регионалы". Каков выход из этой ситуации?

Идеальный выход — это отмена его будущим парламентом. Начало его имплементации показывает, что к национальным меньшинствам и идеологии хартии Европейских и региональных языков этот закон не имеет никакого отношения. Как сказал Чечетов, который время от времени озвучивает то, о чем говорят в штабе, это касается только русского языка, а той кучки людей, которые говорят на других языках, не касается. Естественно, россияне под это готовы влить большие деньги. Они страшно обрадовались, что Украина своими руками реализует проекты российских правых партий под названием "Как развалить Украину". Языковое законодательство — это один из первых шагов, следующий — федеративная Украина. Это вариант дезинтеграции и разрыва нашего государства.

Вы сейчас уже говорите о национальной безопасности. Насколько я понимаю, этот закон несет другую миссию?

Если бы это был законопроект о поддержании и развитии русского языка в Украине, это было бы меньшим злом, чем этот закон о языковой политике. Сегодня село или район в приграничной территории может объявить себя фактически свободным от правил жизни во всей стране. Это опасно для любого государства. Кроме русификации страны и уменьшения влияния украинского языка, есть еще чувствительный дезинтеграционный элемент. Хочу обратить внимание на то, что некоторые страны системно готовились к своей политике на территории Украины. Если взять ту же Венгрию, Румынию и другие страны, то они напечатали столько паспортов нашим гражданам, что у нас сегодня есть много территорий, где не просто 10% говорит другим языком, а уже более 10% являются гражданами других государств. Поэтому скоро станет вопрос каких-то автономных единиц внутри страны.

Скажите, а консульства имеют право так поступать?

Они ссылаются на свое законодательство. Наше законодательство определяет, что у нас двойное гражданство возможно только с теми странами, с которыми есть международный договор. На сегодняшний день у нас ни с одной страной нет такого договора, который легализировал бы двойное гражданство. Таким образом, они занимаются незаконной деятельностью. СБУ ни разу не рассматривала подобного вопроса. Поэтому языковой закон простимулировал такие сепаратистские вещи и интересы других стран по дезинтеграции и своего влияния на территории нашей страны.