Мнения 01 января 2007 в 1:01

В Киеве считают, что за Окружной — пустыня

Глава Киевской областной государственной администрации Евгений Жовтяк считает, что территория

Киева, если сравнивать с другими столицами, используется нерационально. Он — один из немногих,

кто не намерен баллотироваться в парламент нового со

После своего назначения на пост руководителя Киевской области в январе 2005 года он отстранился от громких кампаний. В начале этого года Жовтяк заявил о том, что не намерен баллотироваться в парламент нового созыва и рассчитывает оставаться на посту главы обладминистрации до истечения полномочий главы государства. В интервью «ДЕЛУ» он поделился своими планами на ближайшие четыре года


 


После вашего перехода из парламента в кабинет главы областной администрации вы прекратили свои публичные выступления. Время активной политической деятельности для вас прошло?


– Работа главы областной администрации заключается в результатах области, то есть надо дать оценку именно тому, какие социально-экономические показатели развития области достигнуты. Чтобы достичь этого, нет потребности выступать в прессе либо на митингах. Раньше другого способа добиться изменений в Украине, нежели убедить людей в том, что власть в стране преступна, не было. Поэтому я был участником событий, связанных с акцией «Украина без Кучмы» и активным участником президентской избирательной кампании.


Интересуются ли вашей деятельностью члены Кабинета Министров и Секретариат президента?


– У главы областной госадминистрации есть определенный круг обязанностей и нет потребности ежедневно согласовывать какие-то шаги. Есть программа президента и программа деятельности правительства, их нужно выполнять и лишний раз не надоедать руководству страны своими вопросами. Если человек не уверен в своих действиях и не знает, что ему делать, тогда, естественно, можно ежедневно звонить и спрашивать: «Юрий Иванович, Виктор Андреевич, а как мне это сделать, а как это»?


Как оценила итоги вашей работы квалификационная комиссия Кабмина?


– Комиссия оценивала работу областных администраций по 32 показателям. В основном в ее состав входили представители Министерства экономики. Согласно этим показателям составлялся рейтинг областей Украины. Киевская область 2004 год закончила на девятом месте, а 2005 уже на третьем. Это может быть подтверждением того, что мы делали меньше ошибок, нежели наши коллеги в других областях.


Какие посты в обладминистрации занимают сейчас люди, нанятые на работу лично вами, и остались ли люди бывшего губернатора?


– Согласно Конституции, с приходом нового президента должна быть произведена замена людей на ключевых политических должностях. Это посты глав областных и районных государственных администраций, а также их заместителей. Что касается остальных членов команды, то их прием на работу и увольнение регулируется трудовым законодательством.


Несмотря на то, что все заместители главы Киевской обладминистрации, которые были назначены моим предшественником, согласно Конституции написали заявления о сложении полномочий, двое из них получили возможность доработать на своих постах до выхода на пенсию. Я думаю, что большинство моих коллег в других областях поступили так же, и утверждения о том, что в Украине происходили политические преследования, просто высосаны из пальца.


В течение года были заменены руководители нескольких управлений областной администрации. Сейчас работает новый руководитель управления образования и управления по охране здоровья. Недавно, почти через год после моего назначения, был назначен новый руководитель финансового управления. Все кадровые изменения происходили строго в соответствии с трудовым законодательством, и даже там, где трудовое законодательство разрешало действовать быстрее, но чисто по-человечески нужно было подождать, мы ждали.


Заместитель Александра Омельченко Владимир Яловой, выступая на телевидении, заявил, что генеральный план развития Киева и генплан развития области нельзя составлять отдельно, что это должен быть один документ, который бы определял взаимоотношения и развитие инфрастуктуры. Как вы относитесь к этой идее?


– В свое время Киев очень долго добивался особого отдельного статуса. Теперь вопрос как раз заключается в том, что если Киев и Киевская область – это две абсолютно разные административно-территориальные единицы, о чем записано в Конституции, то такое генеральное планирование должно происходить при взаимном согласии. В отличие от города Киева, который ни с кем не согласовывал свой генеральный план, мы написали письма с просьбой указать свои предложения местным властям Киева, Житомирской, Черкасской, Полтавской, Черниговской областей. Через Министерство иностранных дел мы обратились к властям республики Беларусь, с которой граничит область, с тем, чтобы они тоже высказали свои предложения. Возможно, они видят коммуникации, которые должны пройти по территории Киевской области и Беларуси. К примеру, наша идея открытия международного перехода возле села Вильча в Полесском районе не только даст толчок развитию этого депрессивного региона, но и сократит на 150 километров путь из Киева до Минска и стран Прибалтики. В Киеве же поступили так, словно за окружной дорогой начинается пустыня.


Ни одна европейская столица сегодня не строит свои планы развития за счет расширения территории. Я с удивлением узнал, что даже генеральный план развития Москвы не предполагает захват новых территорий. Кстати, территория Москвы только на 30% больше, чем Киева, но при этом ее население в три раза больше, чем в Киеве. В Париже густота населения в четыре раза больше, чем в Киеве, а площадь его вдвое меньше киевской. Киеву следует упорядочивать свое хозяйство, заниматься своими запущенными кварталами и делать их цивилизованными. А на территории Киевской области будут развиваться города-спутники.


Как обстоит дело с Козином Киевской области, ведь на передаче его в подчинение киевским городским властям настаивает руководство администрации?


– Что касается самого села Козин, то оно находится на территории Киевской области, и дискуссии о его подчинении быть не может. Спор идет вокруг части земель Козинского сельсовета, которые лежат между Киевом и Козином и на которые претендует Киевская городская администрация. Межведомственная комиссия, созданная Кабинетом Министров, должна детально разобраться со всеми документами и принять решение относительно границ двух административных единиц.


Каков объем инвестиций в экономику области за время вашего руководства?


– Общий объем инвестиций на сегодня - около $590 млн. Из них около 10% - это поступления за прошедший год.


Куда инвесторы вкладывают средства?


– Основные инвестиции направляются в перерабатывающую отрасль. В этом году заработал комплекс по изготовлению свежемороженых фруктов в Бориспольском районе и еще ряд проектов, связанных именно с переработкой продукции сельского хозяйства. Сейчас мы ведем переговоры о создании оптового продуктового рынка, где будет комплекс по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции. Общий объем инвестиций в этот проект может достичь миллиарда долларов США. 


С кем ведутся переговоры?


– Переговоры ведутся с пулом бизнес-структур в Нидерландах.


Как идет реализация планов администрации по развитию транспортных развязок в области?


– В наших планах строительство окружной дороги, протяженность которой составит около 208 км. Мы планируем строительство двух мостовых переходов через Днепр – выше и ниже Киева по течению. Отдельные участки этой дороги мы планируем построить уже в ближайшие 4 года, то есть до следующих президентских выборов будут введены в эксплуатацию участки, которые соединят Варшавскую и Житомирскую трассы. Этот проект требует около 20 млрд. грин. инвестиций, которые еще предстоит найти, но не имеет смысла начинать поиски, не начав работу.


В этом году будут производиться работы по реконструкции на существующей ныне окружной дороге Киева в районе Жулян. Но еще полгода назад никто не хотел за это браться, и только настойчивость областной госадминистрации сдвинула этот проект с мертвой точки.


Вопрос взаимоотношений с областным советом. Чего вы ожидаете от новых выборов?


– Относительно отношений с областным советом, то я б не сказал, что они очень сложные, потому что все важные предложения, которые подавала областная госадминистрация, были поддержаны облсоветом. Самое важное, чем должен заниматься именно облсовет – это бюджет. И наши бюджетные предложения всегда проходили. И именно потому, что наши предложения были четкими и понятными, облсовет их принимал.


В прошлом году на Киевщине впервые за годы независимости более 80% учителей летом пошли в отпуск, получив отпускные. Раньше областная администрация просто не ставила таких задач. 2006 год мы начали (впервые за 15 лет) без долгов по заработной плате бюджетникам. Сегодня я поставил задачу, что зарплата должна не просто выплачиваться вовремя, но еще и должна авансироваться. То есть мы переходим на выплату зарплаты двумя частями. И этот подход не был бы реализован, если бы не было сотрудничества с областной радой, если бы не были внесены вовремя предложенные администрацией изменения в областной бюджет.


Вы говорили о том, что некоторые депутаты облсовета открыто выступали против прозрачных земельных аукционов в области.


– Это следствие активной избирательной кампании. Таким экстравагантным способом они пытались бороться с распоряжениями главы областной администрации, чтобы привлечь к себе внимание и попасть в определенные партийные списки. Вероятно, они думали, что сделают их более привлекательными. Я думаю, что в областном совете следующего созыва будет пропрезидентское большинство, которое все поставит на свои места. 


За счет каких средств можно увеличить долю «свободных средств» в местных бюджетах, не закрепленных правительственными программами?


– Для того чтобы существенно изменить роль местного самоуправления, безусловно, нужны изменения в законодательстве. Перераспределение бюджета страны должно существенно измениться в пользу местных бюджетов. На сегодняшний день местные бюджеты фактически стали кассами по выплате зарплаты и оплате счетов за энергоносители и коммунальные услуги. На другие цели средств в них не предусмотрено. Это идет вразрез с закрепленными в Конституции правами местного самоуправления и с ратифицированной Украиной Хартией местного самоуправления. Изменить ситуацию можно за счет введения налога на недвижимость как местного налога, чтобы собранные средства оставались в местных бюджетах. Одновременно следовало бы сократить ставки некоторых общегосударственных налогов, дабы общее налоговое давление на деловую активность не увеличивалось. Введение такого налога и снижение общегосударственных налогов будет означать, что местные бюджеты, наконец, получат средства, чтобы создавать бюджеты развития и заниматься теми функциями, которые прописаны в Конституции в законе о местном самоуправлении.


Как формировался бюджет области на 2006 год? Учитывали ли Министерство финансов и Бюджетный комитет Верховной Рады пожелания местных властей?


– В принципе, эта дискуссия между самоуправлением или местными администрациями и Министерством финансов сводится к тому, правильно ли в министерстве сосчитали средства, которые нужно выплатить работникам сферы образования и охраны здоровья. Министерство финансов посчитало, что на зарплату нужно столько-то, на газ – столько-то, а потом говорит: «Берите эти деньги - и ни в чем себе не отказывайте. Развивайте местное самоуправление». Когда городской голова располагает в бюджете средствами лишь на то, чтобы заплатить зарплату учителям и рассчитаться за коммунальные услуги и энергоносители, то очевидно, что речи о местном самоуправлении быть не может. С таким же успехом на его месте мог бы сидеть бухгалтер, который выписывал бы соответствующие платежки.


Но ведь существуют также и специальные программы.


– Естественно, есть определенные областные программы, которые утверждаются. Но они преимущественно символические. В Киевской области через областной бюджет проходит миллиард гривен, а депутаты могут по своему усмотрению распределить только 16 млн. грн. Понятно, что на эти деньги почти ничего сделать нельзя.

Подпишитесь на канал DELO.UA
Загрузка...
Новое видео
Как запитчить инвестора? Василий Хмельницкий на U Tomorrow Summit. Аллея стартапов и инвестиции
Загрузка...