Зачем проводить выходное интервью с сотрудником перед его уходом с компании?

Ольга Ткаченко, директор по работе с персоналом "3М Украина", рассказала "Делу" об особенностях проведения интервью с сотрудниками перед их увольнением

Меня часто спрашивают, зачем проводится выходное интервью с увольняющимися сотрудниками.

Целей для его проведения всегда несколько. Прежде всего — понять причины ухода сотрудника, узнать настроения в микроколлективе. Важно через понимание истинных причин ухода выстроить систему удержания ключевых сотрудников.

Еще одна немаловажная деталь: необходимо убедиться, что сотрудник, который покидает компанию, остается позитивно настроенным по отношению к ней. Для нас это очень важно, ведь эти люди — один из основных источников информации о компании. Организация, заботящаяся о своем имидже на рынке труда, очень ценит обратную связь бывших сотрудников.

Мы проводим выходные интервью, как в устной форме, так и в виде онлайн-опросника.
Проведение выходного интервью абсолютно необходимо в случае, когда компания готова рассмотреть сотрудника на открытые вакансии в будущем. Иногда сотрудники могут возвращаться в компанию, получив опыт в других сферах.

Также проведение интервью просто необходимо, чтобы оставить у сотрудника правильное впечатление о компании-работодателе, "снять" все возможные вопросы или неудовлетворенность. Расставаться нужно позитивно, оставляя дверь открытой.

Например, сотрудник ушел из компании, так как хотел расти вертикально, а открытых позиций, которые удовлетворили бы его амбиции, в компании не было. После чего, имея широкий круг знакомых в профессиональном кругу, рекомендовал сотрудников на открытые позиции.

Благодаря выходному интервью можно узнать о микроклимате в коллективе, если что-то происходит в отделе, увольняющийся сотрудник может более открыто рассказать о сложившейся ситуации. Эту информацию мы можем использовать, чтобы в дальнейшем наладить обстановку в рабочем коллективе. Например, уходя, одной из причин человек назвал недостаточное общение во внерабочее время со своим коллективом. Такое общение действительно помогает наладить отношения между коллегами. Это помогло руководителю осознать проблему и сразу предложить ее решение.

Выходное интервью, на мой взгляд, лучше всего проводить, когда сотрудник уже окончательно принял решение об уходе. Впрочем, нередки ситуации, когда компания удерживает сотрудников. Лучше всего проводить такую беседу в кабинете или переговорной комнате. В нашей компании выходное интервью проводит директор по персоналу — на мой взгляд, это правильный подход. Больше вероятности, что HR-специалисту сотрудник больше раскроется и расскажет об истинных причинах ухода из компании.

Информация, полученная на выходном интервью, может использоваться как для решения каких-либо текущих проблем, так и более сложных — стратегических. Поскольку выходное интервью мы также проводим с помощью онлайн-опросника, вся полученная информация анализируется на уровне страны и региона, и тогда корпорация имеет статистические данные и обоснования, почему люди покидают компанию. "Здоровая" текучесть кадров необходима любой организации, но причины ухода, которые объединяют тех, кто покинул компанию, важны для того, чтобы понять, на чем стоит сфокусироваться, каким аспектам работы уделить больше внимания.