Земельный банк: вопросов пока больше, чем ответов

Рынок земли — один из самых неурегулированных в Украине. В июле были сделаны первые законодательные попытки упорядочить операции на нем с помощью Земельного банка. Заработает ли новая система, анализирует Олег Ющенко, управляющий партнер LPGroup

С 2010 года в парламенте обсуждалась идея создания государственного Земельного Банка, который должен стать агентом государства и основой для реального финансирования на земельном рынке. В июле 2012 года были сделаны первые шаги по созданию такого банка. Земельный Банк наделяется специальными полномочиями: только эта структура имеет право проводить операции с землей сельскохозяйственного назначения, кредитовать под сравнительно низкий процент (не более 3% ставки НБУ). На наш взгляд, Земельный Банк призван смягчить неминуемую либерализацию рынка земли, которая наступит после отмены моратория 1 января 2013 года. С целью создания эффективного механизма рыночного регулирования в сфере оборота земли сельскохозяйственного назначения и создан Земельный Банк.

Вот только законопроекты и инициативы Рады не встречают энтузиазма у собственников земли и тех, кто хочет ими стать. Почему?

На наш взгляд, это происходит из-за отсутствия четких норм. По этой причине землевладельцы и юристы пока теряются в догадках относительно эффективности новой структуры.

Частным лицам и корпоративным землевладельцам трудно представить, как новый законопроект и, вообще, любые инициативы законодателей, касающиеся рынка земли, коснутся их имущественных прав. Сегодня правительство обещает выкупить землю у тех, чье право владения не будет соответствовать нормам законодательства в 2013 году. Если покупка будет осуществлена по текущей рыночной цене — то землевладельцы обижены не будут. Если же "сотку" постигнет судьба квадратного метра (который имеет две цены — рыночную и ту, что назначит БТИ) — то опасения собственников земли обоснованы. Только справедливая цена способна удовлетворить землевладельца, только при этом условии он согласиться уступить право собственности государству.

Что касается кредитования под залог земли новым Банком, то ему придется побороться с другими банками и кредитными союзами, с которыми сегодня сотрудничают фермеры. Правда, Земельный банк будет обладать исключительным правом залогодержателя земель сельскохозяйственного назначения, что дает ему значительные преимущества, которыми он однозначно воспользуется. Остается только надеяться, что не этим, а прежде всего выгодными условиями кредитования (на уровне 3%) новый банк будет привлекать клиентов.

Вопрос о приобретении земли иностранцами, из-за которого сломано столько копий в Раде, может решаться с формальным соблюдением закона. Долгосрочная аренда или использование резидентов Украины как представителей зарубежных собственников земли — именно эти пути будут предлагать заинтересованным в украинской земле иностранцам, которые даже после снятия моратория на продажу земли вряд ли смогут стать ее полноценными владельцами. Однако, статус арендатора в некоторых странах ЕС практически равен по объему прав со статусом владельца — так что новый закон не отпугнет инвесторов в украинский чернозем.

Вполне возможно, что, учитывая все разногласия в парламенте, законопроект по рынку земли будет доработан уже парламентом нового созыва. Не исключено, что под давлением традиционного аграрного лобби в лице коммунистов и оппозиции мораторий на продажу все-таки будет продолжен на год или два.