Знаток приватизации

Александр Бондарь, народный депутат от блока «НУ — НС» рассказал, при каких условиях готов вернуться на пост главы фонда госимущества и как можно выгодно продать оставшиеся у государства стратегические объекты

Бондарь, народный депутат от блока «НУ — НС» рассказал, при каких условиях готов вернуться на пост главы фонда госимущества и как можно выгодно продать оставшиеся у государства стратегические объекты.

Александр Николаевич, почему так долго не могли создать коалицию?

Если бы я договаривался, мы бы уже ее создали. Я думаю, что некоторые члены «Нашей Украины» проголосовали за старт переговоров о коалиции с испугу. Но они морально не готовы возобновлять коалицию.  Поэтому сейчас будут морочить голову, условия ставить. Я просто жду, когда наши политики сообразят, в какой ситуации они находятся. Все эти темы о дележе портфелей через три месяца не будут интересовать никого. Нужно сгруппировать в парламенте все силы для борьбы с кризисом, но, кажется, Партия регионов к этому не готова. По большому счету, сейчас нужно отдавать ответственность за все, что будет происходить, а не брать ее. На самом деле народу глубоко наплевать, какие полномочия будут у президента, парламента и премьера.

Вы говорите, что часть «Нашей Украины» проголосовала с испугу и поэтому они сейчас начнут выдвигать условия. Что это могут быть за условия?

Прежде всего по программным идеологическим принципам. Хотя я бы сейчас вообще не ставил на повестку дня идеологические вопросы. Во-вторых, они будут выдвигать идеи о переформатировании состава Кабинета Министров. В-третьих, речь будет идти о том, как перестраховаться, чтобы БЮТ снова не начал голосовать синхронно с Партией регионов. Последнее вообще нереалистично. Ну, как можно застраховаться, что БЮТ начнет сотрудничество с другими фракциями? Это можно сделать, только нормально работая в коалиции. Как только начнутся разногласия, каждый станет искать себе партнера на стороне.

Вы допускаете, что министерства, работой которых сейчас недовольна сама Тимошенко (транспорта, финансов и экологии), могут отойти Блоку Литвина?

Я думаю, что эти кресла станут одним из серьезнейших поводов для разногласий между БЮТ и «НУ — НС». На заседании нашей фракции прозвучала фраза о том, что для Владимира Литвина будет слишком много, если кроме спикерства, он получит еще и министерства. Разговор шел еще и о том, чтобы забрать у «литвиновцев» бюджетный комитет, который сейчас возглавляет Николай Деркач. Я, конечно, не думаю, что кто-то  что-то будет забирать, но такие разговоры идут.

А кто из «НУ — НС» выступал с предложениями «забрать»?

Та часть фракции, которая осенью подписывалась за восстановление демкоалиции, никаких таких предложений не высказывала. Нам понятно, что подобные такие разговоры усложняют процесс переговоров о коалиции. Следует сначала договориться о совместной деятельности, а потом уже говорить о переформатировании Верховной Рады и Кабмина.

Несколько дней назад я встречался с президентом. Он сказал, что у него лежит готовый антикризисный пакет и для него принципиально, чтобы он был принят. Вот это сейчас важно. Но я знаю, что сейчас «регионалы», оказавшиеся в оппозиции, будут продвигать свой пакет законов и валить наш. Также я предполагаю, что они будут ходить к президенту и уговаривать его, что их вариант выхода из кризиса — самый эффективный.

На каких условиях Литвин вошел в коалицию?

Я слышал, что должности, перечисленные вами, были условиями вхождения. Но об этом еще будет много разговоров. Неспроста были заявления министра транспорта Иосифа Винского о том, что в случае создания коалиции БЮТ и ПР он уйдет в отставку.

Известна ли вам позиция «Единого Центра» по поводу создания коалиции трех?

Да, они однозначно не будут принимать в ней участия. Поэтому десять человек мы теряем. Но это более честная позиция, чем постоянно голосовать наперекор коалиции. Ведь мы в прошлом всегда на них рассчитывали, а они никогда с нами не голосовали.

Когда на фракции принималось решение о начале переговоров о коалиции, кто оказался против?

Два человека из «ЕЦ» — Оксана Билозир и Леся Оробец. Из «Нашей Украины» не голосовали Зиновий Шкутяк (видимо, потому, что он еще на тот момент не знал позиции президента) и Владимир Поляченко. Последний объяснил свою позицию тем, что он не может сегодня голосовать за одно, а завтра — за другое. Я с ним абсолютно согласен. Я тоже не понимаю, как можно сначала голосовать за спикера Ивана Плюща, а потом фактически за Владимира Литвина. Но у нас в политике это уже норма! Когда в присутствии президента фактически все отдали свои голоса за Ивана Степановича, но, выйдя от президента, практически все те же заявили, что за Плюща не проголосуют. К примеру, Петр Ющенко голосовал за старт переговоров о коалиции, а в зале заседаний Верховной Рады за избрание Литвина спикером — нет.

Как вы думаете, какими будут следующие шаги «ЕЦ»? Они будут продолжать воевать?

«ЕЦ» представлен в Секретариате президента. Никто сдаваться не будет. Представители этой политсилы на постоянном контакте с Партией регионов, с группой Ахметова-Колесникова. Поэтому я и говорю, что решать любые экономические вопросы будет чрезвычайно сложно. 

Если Компартия проголосовала за избрание Литвина спикером, можно ли ожидать, что они будут приняты в коалицию?

Мы категорически настроены на то, чтобы не принимать Компартию в коалицию. С ними нельзя принять ни один экономический закон, потому как они совершенно по-другому мыслят.

Спрогнозируйте, будут ли изменения в руководстве Фонда госимущества?

Нужно туда назначить людей, вызывающих доверие. У кого может вызвать доверие социалистка Семенюк с ее взглядами? Я уже давно договорился о том, что назначение главы ФГИУ, является квотой Тимошенко, будет проходить согласованно с фракцией «НУ — НС». Но пока премьер новой кандидатуры не подавала.  

Кто бы смог возглавить ФГИУ, Антимонопольный комитет, Нацбанк, Минфин, по вашему мнению?

Нужно пройтись по списку тех, кто возглавлял каждую из структур, и выбрать лучшего. Вот кто был лучшим руководителем Минфина?

Игорь Митюков?

Вот видите, наши мнения совпадают. Я тоже считаю, что Митюков был самым оптимальным.

Ну, он вроде как и так из Кабмина не выходит…

Он консультирует премьер-министра. Так же, как и Сергей Тигипко. И он стал бы самым хорошим вариантом на пост главы Национального банка. Тем более что у него есть видение и предложение по руководству этой структурой. И дай Бог, чтобы они еще согласились возглавить эти ведомства.

Ну, а вы согласились бы возглавить ФГИУ?

Я бы тысячу раз подумал. Такие люди, как я, не рвутся туда, потому что они знают, как работается в такой ситуации. Там надо будет пахать день и ночь, чтобы что-то сделать. Кроме того, мне никто ничего конкретного пока не предлагал.

А какие шансы у Дмитрия Парфененко, нынешнего заместителя главы Фонда, который одним из первых поддержал правительство в вопросе снятия Семенюк с должности?

Если бы у него были шансы, я бы первым его поддержал. Но, к сожалению, чтобы сейчас попасть на эту должность, нужно иметь определенный статус и поддержку народных депутатов. А он мало известен в парламенте.

А почему в свое время отпали кандидатуры Андрея Портнова и Андрея Кожемякина?

Портнов больше не рассматривается из-за конфликта с президентом. Я за Портнова очень агитировал. Но «НУ — НС» не хотел за него голосовать, потому что он оскорблял президента. Кожемякина никто всерьез не обсуждал, потому что понимали, что эта кандидатура выдвинута взамен.  Но если его кандидатуру подадут, я думаю, будет меньше противоречий, чем было с Портновым.

Кабмином утвержден список предприятий, подлежащих приватизации в 2009 году…

Да, но первые деньги от приватизации мы сможем получить только через 3-6 месяцев после продажи. Представьте себе, когда в бюджет поступят первые деньги!

Целесообразно ли вообще проводить приватизацию в условиях финансового кризиса?

Если ее не будет, мы не выберемся из кризиса никогда.

Как можно выгодно продать, к примеру, Одесский припортовый завод?

Элементарно. Прежде всего нужно утвердить более либеральные условия, чем были в прошлом году, поскольку сейчас следует не отталкивать инвесторов, а  привлекать их. Установить минимальную стартовую цену. К примеру, 5 миллиардов долларов. Кроме того, нужно выставлять на бирже мелкие пакеты акций, чтобы рынок активизировать. Но сидеть и ждать, когда на ОПЗ возникнет нормальная цена — абсурд! 

А в долларах продавать или в гривнях?

Можно оплачивать и в долларах, что сразу повысит курс гривни. Кроме того, Нацбанк пополнится валютой, которая нужна для поддержания курса.

ОПЗ продавать вместе с аммиакопроводом?

Аммиакопровода никогда не было на балансе завода. Только за то, что Семенюк убедила страну и президента в том, что аммиакопровод принадлежит заводу, нужно уволить ее за профнепригодность. Аммиакопровод тянется от Одессы до Тольятти. Даже теоретически он не может продаваться! На балансе ОПЗ находится перевалка, и она может продаваться, потому что без перевалки ОПЗ никому не будет нужен.

«Турбоатом» есть в списке предприятий, подлежащих приватизации. В то же время президент высказался против продажи «Турбоатома». А вы как считаете, нужно ли его приватизировать?

Президент выступал против продажи всех предприятий, которые выставлял Кабинет Министров. Я не думаю, что сейчас следует пробовать продавать большое количество объектов. Нужно сначала почувствовать рынок и возобновить интерес. «Турбоатом», думаю, будет только пятым по списку. Сейчас следует продавать облэнерго, генерирующие компании, Одесский припортовый завод, «Укртелеком».

Многие заговорили о реприватизации…

Сейчас сами олигархи стремятся расстаться со своим имуществом. Уже и меткомбинат имени Ильича намекает на то, что не мешало бы вернуть предприятие в госсобственность. Есть еще ряд предприятий, которые хотят, чтобы им вернули стоимость. Сейчас начнется: купили за бесценок, заработали, а рабочие просят зарплату! Отдать это «счастье» государству — оптимальный вариант. Думаю, вскоре таких желающих будет много.


Александр Бондарь первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии по приватизации, заместитель главы Украинской республиканской партии «Собор»

Родился 7 января 1955 года в Киеве.
 1977 год — окончил Киевский государственный университет им. Т. Шевченко, факультет экономической кибернетики.
 До 1990 года — экономист, программист.
 1990-1992 годы — депутат Московского райсовета Киева по экономическим вопросам.
 1992-1994 годы — начальник управления приватизации Киевской горадминистрации. Провел процесс малой приватизации.
 1994-2006 годы — работал в Фонде госимущества на руководящих должностях.
 С 2006 года — народный депутат.

Ценитель классического рока Александр Бондарь очень любит классический рок — в его коллекции более тысячи дисков. Есть среди них и альбом «Темная сторона Луны» британской группы Pink Floyd с песней Money.

66-й номер в списке блока «НУ — НС» занимал Александр Бондарь на последних парламентских выборах

ЦИТАТА
Александр Бондарь о первом этапе приватизации, проводимом Юрием Ехануровым:
«Сертификатную приватизацию все-таки проводить не следовало... Многие крупные объекты были проданы за сертификаты, скажем прямо, бездарно»