Золотые запасы по цене квартиры

Михаил Желязо, председатель правления гак «Украинские полиметаллы» сообщил, что в конце мая минпромполитики приняло решение о ликвидции предприятия.

Желязо, председатель правления гак «Украинские полиметаллы» сообщил, что в конце мая минпромполитики приняло решение о ликвидции предприятия. Однако генеральная прокуратура 5 июня внесла протест на это решение. Он рассказал, кто хочет ликвидации госкомпании и каким образом единственное золотодобывающее предприятие выкупается у государства за бесценок.

Михаил Николаевич, на прошлой неделе появилась информация о ликвидации ГАК «Украинские полиметаллы». Означает ли это, что государственная программа «Золото Украины» остановлена?

Фактически это означает, что остановлена не только госпрограмма — остановлена золотодобывающая отрасль. И это, поверьте, не в интересах государства. Ликвидация ГАК стала лишь очередным шагом в схеме доведения до банкротства единственного работающего предприятия отрасли — «Закарпатполиметаллов».

То есть ГАК оказалась «разменной монетой»?

Прибыльные активы из «Украинских полиметаллов» уже давно были выведены Кабмином. Финансового ресурса компания не имеет. И даже те мизерные средства, которые у нас были, мы направляли на поддержание имущественного комплекса «Закарпатполиметаллов». 4 миллиона гривен, потраченные на это, для нас большие деньги. Но это было необходимо: на оплату аренды, электроэнергии, охраны оборудования и взрывоопасных веществ. Речь идет не только о сохранении имущества, но и о предотвращении экологической катастрофы.

В каком состоянии сейчас «Закарпатполиметаллы»?

А в каком состоянии может быть предприятие, лишенное средств к существованию? С декабря 2006-го производство остановлено. Коллектив — в отпусках. Договор аренды земельного участка расторгнут. Две недели назад отозвана лицензия на промышленную добычу. «Закарпатполиметаллы» в кризисе.

То есть схема доведения до банкротства, о которой вы говорили, сработала?

Почти. Хотя ее организаторам оказалось тяжелее, чем они рассчитывали. Изначально иностранный участник ООО «Закарпатполиметаллы» — маврикийская Zakar Resourсes — рассчитывала загнать производство в финансовую пропасть и получить над ним контроль. Дальше маврикийцы могли бы делать, что им заблагорассудится, главное, чтобы государство уже не могло влиять на процесс. В обмен на долю в «Закарпатполиметаллах» (6,33%) Zakar Resourсes обещала выделить 100 миллионов гривен на модернизацию оборудования и вывод предприятия на проектную мощность. Эти средства были нужны как воздух: со стороны государства финансирования не было, а «Украинские полиметаллы» уже не имели собственных прибыльных активов. В программе развития «Закарпатполиметаллов» все необходимые вложения были подсчитаны. В Zakar Resourсes программу подписали, со своими обязательствами согласились, даже перечислили около 1 миллиона — как оказалось, только для вида. После этого иностранные представители попросту пропали. У них не оказалось в Украине ни представительства, ни филиала — все только на бумаге. Солидные золотодобывающие компании, чьими именами прикрывалась Zakar Resourсes, заявили, что от сотрудничества с маврикийцами отказались. Как вы понимаете, никаких финансовых средств они не перечислили. Спустя год объявился новый представитель лжеинвестора Борис Покрасс. Он сразу поставил ультиматум: инвестиции поступят только после того, как Zakar Resourсes получит контрольный пакет «Закарпатполиметаллов». Уже тогда стало ясно, к чему ведет маврикийская игра.

Борис Покрасс предлагал приватизировать, выкупить долю на конкурсе?

Нет, он не предлагал никакого конкурса. Он фактически требовал отдать ему предприятие — а дальше он разберется. Да что говорить, он даже не предоставил подтверждения своей финансовой состоятельности! Очень выгодно, потратив 1 миллион, получить стратегическое предприятие. Квартира в Киеве — и та стоит дороже. А запасы золота на Мужиевском месторождении, где работали «Закарпатполиметаллы», оцениваются в 1,8 миллиарда долларов. Ничего себе маржа! Естественно, Zakar Resources этого не получили. На наши предложения по привлечению еще одного инвестора — European Minerals Corporation — Борис Покрасс ответил попытками вывести «Украинские полиметаллы» из состава участников «Закарпатполиметаллов». Это при том, что ГАК — государственная компания, у которой в ООО ни много ни мало — 93,67%. Он даже не учитывал тот факт, что European Minerals Corporation и ее представитель, компания «Свит», были одобрены президентом Украины, Кабмином, Минпромполитики — это подтверждено документами.

То есть получить контроль над «Закарпатполиметаллами» мешала ГАК?

Именно к такому выводу, наверное, пришел господин Покрасс. Дальнейший план его действий очевиден: не можешь обойти — уничтожь. Поэтому в феврале этого года было проведено собрание акционеров, на котором было смещено все руководство ГАК. Более того, правление компании было ликвидировано как таковое. Вместо него был назначен «генеральный директор» господин Андрущенко. Думаю, вы знаете, что такой должности в акционерных компаниях не бывает в принципе. На том же собрании принят новый Устав — юридический шедевр, противоречащий Законам Украины «Об управлении объектами госсобственности» и «О хозяйственных обществах», Гражданскому кодексу. Удивляет в этой ситуации позиция акционеров — Минпромполитики, ФГИ и Минфина. Все наши предложения по выводу золотодобывающей отрасли из кризиса, привлечению кредита они оставили без ответа. Напротив, события вокруг ГАК начали разворачиваться в непонятном направлении. Вместо вывода из кризиса «Украинских полиметаллов» и ее дочерней компании «Закарпатполиметаллы» руководство Минпромполитики, превышая полномочия, без согласования с Кабинетом Министров 27 мая этого года издало приказ о ликвидации ГАК. Вот это государственный менеджмент! Но, слава Богу, с точки зрения государственных интересов к этому вопросу подошла Генеральная прокуратура Украины. 5 июня она вынесла протест против приказа о ликвидации ГАК, тем самым отменив действие этого приказа. Наконец-то Генпрокуратура начала пресекать незаконные, если не сказать преступные, действия чиновников министерств, руководствующихся интересами не украинского государства, а маврикийской частной компании. Но, увы, интересы Zakar Resources продолжают отстаивать чиновники Минэкологии во главе с первым замминистра господином Лизуном. По новой схеме они незаконно задерживают выход приказа об аннулировании лицензии «Закарпатполиметаллов» на промдобычу. Их поддерживают и работники ФГИ, которые не раз назывались в прессе. Эти чиновники действуют исключительно в интересах лжеинвестора Zakar Resources, что наносит вред международному имиджу Украины. Тогда как отечественной экономике необходимы надежные стратегические инвесторы.

Как вы думаете, какими будут дальнейшие шаги Zakar Resources?

А думать уже и не надо: все ясно из последнего заявления Бориса Покрасса в прессе. Дословно: «Zakar Resources имеет первоочередное право на выкуп госдоли «Закарпатполиметаллов», поэтому передавать актив в ФГИ нет необходимости. Оценку актива может произвести ликвидационная комиссия. Если нас не устроит цена, тогда мы откажемся, и госдоля может пойти на открытый конкурс». Можете не сомневаться, конкурса не потребуется, цена его устроит — она будет совсем низкой. Оборудование устарело, профессиональный коллектив разбежался или уволен новым руководством, лицензия отозвана, контракты расторгнуты. А ликвидационная комиссия, которую возглавляет Андрущенко, полностью состоит из людей господина Покрасса. Впрочем, «свои люди» у него имеются почти везде — и в Минпромполитики, и в ФГИ. Кто эти люди и какие роли играют в «прихватизации» золотодобывающей отрасли — в этом должны разобраться правоохранительные органы.

Инфо.  ГАК «Украинские полиметаллы» создана в 1998 году. Ей передали акции крупных предприятий, работающих в сфере добычи золота и титановой отрасли. Однако за 10 лет из «Украинских полиметаллов» была выведена большая часть активов. На конец 2007 года компания владела 25% уставного капитала Межиреченского ГОКа, 25% компании «Валки-Ильменит», 48,87% «Ирша-Ильменита» (добыча и поствка ильменитовой руды) и 93,67% «Закарпатполиметаллов».