НБУ курс:

USD

41,22

--0,06

EUR

45,52

--0,19

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,14

45,92

Как во время войны издавать по две книги в день. Кейс издательства, работающего за 30 км до фронта

Недавно мы с партнерами подсчитали наши достижения во время полномасштабной войны. Мы издали 1061 наименований книг, а это примерно две книги в день. Совокупный тираж – более шести миллионов книг. Во время полномасштабного вторжения это достижение, которым мы, как издатели, действительно можем гордиться.

Вспомните пирамиду потребностей Абрахама Маслоу – книга здесь далеко не приоритет. На этом рынке большие тиражи достигаются благодаря изданию учебников. А мы этого не делаем. За каждую книгу, которую мы издаем и продаем, люди голосуют гривней. Значит, нам удается найти те темы и сюжеты, которые важны и интересны украинцам.

Другое достижение за время войны – мы открыли пять новых книжных магазинов: в Киеве, в Виннице, в Черновцах, скоро будет в Луцке. Для нас важно, чтобы они были не только в столице, но и в других городах нашей страны. Мы тоже открыли филиал в Польше и там тоже продаем наши книги. И через Польшу отгружаем в другие уголки мира.

Наверное, главное наше достижение – мы выжили как издательство. Штатных работников у нас – 187, а вне штата – около 300. Это переводчики, редакторы, корректоры, иллюстраторы.. Очень сложно удержать столько людей, ведь значительное количество из них работает удаленно. А работающие офлайн живут в Харькове. В 30 км до врага. Под постоянными обстрелами.

Более того, в нашем дорогом, но, к сожалению, опасном Харькове нам удавалось проводить и публичные события. Иногда мы были вынуждены делать презентацию наших книг в метро. Но открытие нового книжного магазина под землю не перенесешь. Спрос на украинскую книгу оказался настолько большим, что в наш новый магазин выстроилась длинная очередь на улице. Люди стояли почти час, чтобы попасть в новый магазин и подобрать себе книгу. Такое скопление людей в прифронтовом городе привело к тому, что приехала полиция. И мне нужно было объяснять, что именно происходит и что в случае тревоги людям будет где спрятаться.

Но главное – украинцы интересуются книгами, покупают их, готовы стоять в очереди за ними. Покупают украинскую классическую литературу, исторические труды и книги о современной войне. Мы уже выпустили 40 книг по этой теме. Иногда мне приходится слышать и отрицательную обратную связь – вроде бы такие книги приводят к ретравматизации общества. Это дискуссионный вопрос. Для себя я решила: если мы сейчас не задокументируем все, как есть в этой войне, то это сделает кто-то другой. Потому что в мире нет белых пятен. А для меня важно, чтобы это документирование войны сделали именно мы. Чтобы это рассказывали свидетели этих событий. Люди, пропустившие через себя эту войну. Именно таких мы и выдаем, и будем издавать. Это мой способ общения с будущим поколением.

Планов очень много, и мы сейчас купили права на многие мировые бестселлеры, и в ближайшие два-три года у нас будет очень классный издательский план, мы познакомим вас с самыми популярными в мире книгами.

И не только украинцы читают наши книги. Когда началось вторжение, был большой интерес к Украине. Иностранные издательства покупали у нас права на издание многих наших книг. Мы не собирались заработать на этом направлении, иногда продавали права по очень низкой цене, даже по $200. Для нас важно, чтобы голос наших авторов звучал и за границей. Но сейчас, в 2024 году, ситуация поменялась. Европейские или американские издательства все меньше хотят покупать права на издание наших авторов. Особенно если это книги о войне.

Исключение – это книга о генерале Валерии Залужном, которую мы недавно издали. К ней интерес есть, ведь он – очень известный человек.

И здесь мы встаем перед новым вызовом. Мне бы не хотелось, чтобы за границей нас знали не только в контексте войны. Важно сделать так, чтобы весь наш контент, все что мы делаем, все привлекало внимание в мире. Отчасти это уже происходит, наши фильмы получают Оскары и другие престижные международные премии, наши музыканты выиграют Евровидение или занимают высокие места.

Что касается нашей книжной отрасли, я могу сказать — наши авторы пишут очень хорошо, иллюстраторы наших книг постоянно получают престижные международные премии. То есть во многих областях искусства и культуры, когда мы выходим на международный рынок, показываем там творчество высокого качества. И хотелось бы, чтобы именно поэтому мы привлекали внимание к Украине, а не через войну.

Когда бывший президент Леонид Кучма написал книгу с очень странным названием "Украина — не Россия". Вы где-то видели книги с названиями "Франция — не Англия" или "Испания — не Польша"? Нам нужно постоянно рассказывать о нас, нашей истории, о нашей культуре. И это задача для всех деятелей культуры на будущее. Огонек любопытства украинской культуры поддержать так, чтобы мы действительно прекратили ассоциироваться с войной. А больше воспринимались как развитая нация, у которой есть огромное культурное наследие. Выжившая, несмотря ни на что.