НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Октанова доля: украинский рынок нефтепродуктов готовится к увеличению налоговых платежей

Октанова доля: украинский рынок нефтепродуктов готовится к увеличению налоговых платежей

Законодатели и крупные сети выступают за дальнейшую детенизацию ритейла нефтепродуктов. Для увеличения доли АЗС в наполнении бюджета есть и экономические предпосылки.

По данным YC.Market, совокупная выручка Топ-25 самых успешных розничных предприятий в нефтяном ритейле за январь-июнь 2024 года составила 48,9 млрд грн. Это на 8,3 млрд. грн. превосходит аналогичный показатель в прошлом году. В 2024 году выручка продолжает расти у 21 юрлица из Топ-25.

Розничная торговля горючим, несмотря на войну, остается прибыльным бизнесом. В первом полугодии 2024 года 18 розничных предприятий из Топ-25 по выручке стали прибыльными. У восьми из них прибыль за январь-июнь, согласно данным YouControl, даже увеличилась. А рост доходов и сумм уплаченных налогов является свидетельством стабильности и устойчивости компаний и рынка топлива. К примеру, AMIC ENERGY за первое полугодие 2024 года уплатила, по данным компании, почти втрое больше налогов в бюджеты всех уровней по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Впрочем, многие игроки рынка отчитываются о символических доходах. И только часть предприятий из Топ-25 розничной торговли горючим демонстрируют сотни миллионов гривен прибыли за последние полгода.

Впрочем, возможностей занижать уплаты у неблагополучных компаний станет меньше. Как сообщало Delo.ua Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №11416-д , среди прочего предусматривающий уплату налога на прибыль для АЗС авансом. Уже с 1 октября закон может заработать , заправкам нужно быть готовыми вносить деньги в государственную казну независимо от объема реализации горючего. Эксперты и участники рынка считают, что это существенно сократит количество АЗС в Украине — из 6900 АЗС может закрыться до 2000. При этом новый закон не повлияет на крупных системных игроков, а вот региональным сетям будет сложно адаптироваться к работе в новых условиях.

Добродетельно платят налоги далеко не все сети АЗК, утверждает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. Ответственный топливный бизнес платит по 3-4 грн налогов с каждого проданного литра горючего, однако многие участники рынка прибегают к оптимизации налоговой нагрузки, уплачивая менее 1 грн/л. Поэтому над введением более ответственных отношений между бизнесом, обществом и государством на топливном рынке еще предстоит поработать.

«В настоящее время главная миссия бизнеса – помогать украинской армии, и в первую очередь вкладами в государственный бюджет. Сначала компании должны уплатить полагающееся в бюджет, а уже потом вкладываться в развитие своих сетей. Потому что если Украина не устоит в войне, то не останется у компаний красивых АЗК. Я не понимаю, как можно не платить в полном объеме налоги в оборонный бюджет и вместе с этим строить заправочные станции в Западной Украине. Всем нужно равняться на те сети, которые и налоги платят добросовестно, и сети свои строят», – говорит Сергей Куюн.

Большие сети не видят негативных последствий для рынка от планов государства по увеличению налогов. По мнению представителей компании SOCAR, Украина должна гармонизировать свою экономическую деятельность с общей европейской практикой. С этой точки зрения предусмотренное повышение ставок акцизов на горючее как раз поднимет их до минимального уровня, установленного в Евросоюзе. “Увеличение акциза будет постепенным, подорожание бензина и дизеля не будет существенным, главное выравнять акциз на газ со светлыми продуктами. По мнению экспертов, уже в сентябре госбюджет получит дополнительно 2.8 млрд. грн.”, — прогнозирует Игорь Орлов, директор сети SOCAR Ukraine.

ТОП налогоплательщики нефтяного ритейла

ОККО (АО «Концерн Галнефтегаз»)

  • Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 15,6 млрд. грн.
  • Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 9,74 млрд грн  
  • Дата основания: 1999 год
  • Количество работников на 01.07.24: более 10 тыс.
  • О компании: ОККО является одним из лидеров рынка топливного ритейла Украины. Доля компании в топливной рознице Украины по итогам 2023 года составляет примерно 20%. В 2023 году более 40% всех уплаченных отраслью налогов приходилось на ОККО. За время полномасштабной войны компания направила в поддержку ВСУ и проекты восстановления Украины более 2 млрд грн, в том числе 1,3 млрд грн за 2023 год. Под брендом ОККО сейчас действует более 400 АЗК по всей Украине. Объем импорта горючего в 2023 году превысил 1 млн т.

SOCAR

  • Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 661,18 млн. грн.
  • Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 486,97 млн грн
  • Дата основания: 2008 год
  • Количество работников на 01.07.24: 2085
  • О компании: SOCAR – бренд, принадлежащий крупнейшей вертикально-интегрированной нефтегазовой корпорации Азербайджана – Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. SOCAR Energy Ukraine активно развивает сеть автозаправочных комплексов премиум-класса под брендом SOCAR. Компания имеет 4 модернизированных нефтебаза, 21 бензовоз объемом от 11 до 36 тыс. литров в собственном автопарке компании. Мощности SOCAR представлены в 9 областях и 27 населенных пунктах Украины.

AMIC ENERGY

  • Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 1,5 млрд грн.
  • Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 1,2 млрд грн
  • Дата основания: 2013 год (в Украине — с 2015)
  • Количество работников на 01.07.24: более 1700
  • AMIC ENERGY – австрийская компания, управляющая сетью из 470 мобильных и стационарных заправок и 20 зарядных станций для электромобилей в Австрии, Латвии , Литве, Польше и Украине. Штаб-квартира компании находится в Вене. С первого полугодия 2024 года компания уплатила 1,19 миллиарда гривен в виде налогов при импорте нефтепродуктов, а еще 174 миллиона гривен составили налоговые обязательства от операционной деятельности. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года общая сумма уплаченных налогов выросла почти в три раза.

AMIC ENERGY – австрийская компания, управляющая сетью из 470 мобильных и стационарных заправок и 20 зарядных станций для электромобилей в Австрии, Латвии, Литве, Польше и Украине. Штаб-квартира компании находится в Вене.

За первое полугодие 2024 года компания уплатила 1,19 миллиарда гривен в виде налогов при импорте нефтепродуктов, а еще 174 миллиона гривен составили налоговые обязательства от операционной деятельности. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года общая сумма уплаченных налогов выросла почти в три раза.

Стабилизация рынка в 2024 году

Рынок горючего в Украине стабилизировался. Среднемесячное потребление нефтепродуктов в 2024 году держится на уровне прошлого года. По оценкам консалтинговой группы А-95 и расчетам Delo.ua, украинцы ежемесячно в течение января-августа 2024 потребляли в среднем по 727 тыс. тонн нефтепродуктов, что даже превышает на 2% среднемесячный показатель прошлого года. В целом за 8 месяцев совокупный объем потребленных нефтепродуктов достиг, согласно подсчетам группы А-95, почти 5,82 млн. тонн. Наибольшая часть в структуре топливного баланса традиционно перепадает на дизельное топливо. Главной движущей силой отечественного рынка стал сегмент грузового транспорта. Он обеспечил 5% прироста среднемесячного потребления ГП в январе-августе 2024 года.

Главным каналом реализации автомобильного горючего остаются автозаправочные комплексы. За первую половину 2024 года объем реализации горючей по частям, по оценкам А-95, достиг почти 3,88 млрд литров, что на 28% меньше довоенного показателя. По дизельному горючему отставанию меньше – 22%. Корпоративный сегмент потребителей оказался более устойчив к вызовам войны.

«Топливный ритейл проявил после полномасштабного вторжения значительно более высокую устойчивость и адаптивность, чем многие другие отрасли экономики. Участники рынка максимально быстро перестроили логистику, обнаружили новых поставщиков и смогли обеспечить нефтепродуктами как ВСУ и критическую инфраструктуру, так и обычных водителей. Уже два года в Украине на рынке горючего ни о каких дефицитах не слышно», – отмечает вице-президент ОККО по маркетингу Василий Дмитриев.

Об успешной адаптации топливной логистики и ритейла к вызовам войны отмечают также компания AMIC ENERGY. «Рынок нефтепродуктов адаптировался к условиям полномасштабной войны одним из первых. За считанные недели страна была вынуждена полностью перестроить логистику. Благодаря совместным усилиям правительства и нефтетрейдеров удалось увеличить объемы автоперевозок горючего в мае 2022 года по сравнению с мартом того же года в 15 раз, а железнодорожных и речных – в 5 раз, что привело к постепенному насыщению рынка. Адаптация даже при сверхсложных условиях для украинских компаний проходит быстро благодаря внедрению новых стратегий и внедрению инновации», – отмечают в AMIC ENERGY.

Среди лидеров по объемам реализации горючего в Украине – сети ОККО и WOG. В когорту крупнейших компаний, основным видом деятельности которых является розничная торговля горючим, по итогам первого полугодия 2024 года вошли "ОККО-Драйв", "Вест Петрол Маркет", "Сокар Петролеум", "Конверс Линкс" и другие.

Положительные ожидания на 2025 год

Стабилизация украинского рынка нефтепродуктов в 2024 году и определенные положительные тренды формируют основания для осторожно-оптимистических прогнозов относительно перспектив рынка на 2025 год. Главным фактором неопределенности на рынке остается война в Украине. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от активности боевых действий, отсутствия торговой блокады на западных границах страны и на море, объемов разрушения портовой инфраструктуры, мировых цен на энергоносители, демографической ситуации, вовлеченности граждан в армию, урожайности агропродукции, уровня инфляции и многих других факторов. эксперты.

Однако учитывая, что Топ-5 сетей АЗК по перерасчету уплаченных налогов на литр реализованного топлива в первом полугодии 2024 года уплатили в несколько раз больше налогов и сборов, чем за 2023 год, следует надеяться, что рост топливного рынка продолжится, и уплата налогов для финансирования Сил безопасности и обороны увеличится, отмечают в AMIC ENERGY.

Оптимистично настроенные эксперты также по поводу потенциального негативного влияния ценового фактора на дальнейшее развитие отечественного рынка. Уже третий год украинский рынок демонстрирует низкую эластичность по отношению к ценам на топливо. Ведь с начала широкомасштабного вторжения цены на нефтепродукты в Украине выросли примерно в два раза. Однако объем рынка снизился лишь на 20-30%.

При этом, если учесть временную потерю потребителей на востоке и юге страны, эмиграцию миллионов украинцев за границу и привлечение граждан в Сил обороны, то можно утверждать, что спрос на подконтрольных Украине территориях вообще не упал, он остался на довоенном уровне, отмечает Сергей Куюн.. И новых оснований для изменений в этой топливной парадигме эксперты пока не видят.

Успешно Украина также выдержала испытание повышением акцизов на горючее с сентября текущего года. Цены на нефтепродукты в стране остались практически неизменными. Правда, поспособствовало этому падение цен на нефть на мировом рынке. Однако есть надежда, что и дальше украинский рынок будет умеренно реагировать на дальнейшее повышение акцизов на горючее в стране.

«Увеличение акциза будет постепенным, подорожание бензина и дизеля не будет существенным, главное выравнять акциз на газ со светлыми продуктами. По мнению экспертов, уже в сентябре госбюджет получит дополнительно 2.8 млрд грн», – прогнозирует Игорь Орлов, директор сети SOCAR Ukraine.

В свою очередь Василий Дмитриев добавляет, что повышение акцизов следует воспринимать как вклад в усиление обороноспособности страны, потому что это дополнительные поступления в бюджет, из которого финансируются Вооруженные Силы. «Это вынужденный, но оправданный шаг. Тем более что на ценах на нефтепродукты в Украине это решение пока практически не сказалось», – говорит Василий Дмитриев.

Настроения потребителей тоже пока не противоречат оптимистическим намерениям сетей АЗК. Покупатели положительно реагируют на мероприятия и инструменты увеличения продаж ритейлеров. Посетители демонстрируют лояльность брендам АЗК, пользуются комплексными услугами сетей, принимают участие в акциях, положительно воспринимают ответственную позицию бизнеса

В AMIC ENERGY, например, отмечают рост расходов покупателей на сопутствующие товары и продукцию фаст-фуда, а также предпочтения постоянных клиентов по ценовой акции на топливо выходного дня. А в ОККО констатируют, что потребителям сейчас небезразлична гражданская позиция бизнеса. В частности, такие ее аспекты, как связи с государством-агрессором, уплата налогов, помощь ВСУ.

«Потребители охотнее тратят деньги, когда понимают, что часть из них в дальнейшем конвертируется в приближение победы. Именно поэтому не в последнюю очередь ОККО удалось нарастить рыночную долю с 16 до 20% и занять лидерскую позицию в своем сегменте», – отмечает Василий Дмитриев.