- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Поставки нашего пива в некоторые страны Европы выросли в пять раз, — Олег Хайдакін, Carlsberg Ukraine
Carlsberg – одна из крупнейших в мире пивоваренных компаний, с рыночной капитализацией на уровне $16 млрд (107 млрд датских крон). Продает пиво и безалкогольные напитки в около 150 странах под десятками брендов, самыми популярными из которых являются пиво Tuborg (15% всех продаж и Carlsberg — 10%). В Украине компания владеет тремя пивзаводами – в Киеве, Львове и Запорожье. С начала полномасштабного российского вторжения Carlsberg Group инвестировала в страну около 2,5 млрд. грн. О наиболее прибыльных нишах пивоварения, трендах рынка и будущих инвестициях рассказал гендиректор Carlsberg Ukraine Олег Хайдакин в эксклюзивном интервью Delo.ua.
Олег Хайдакин, гендиректор PJSC Carlsberg Ukraine.
Возраст: 54 года. Женат, имеет 4 детей.
Образование: Киевское суворовское училище (1987), Донецкое высшее военное училище (1991). В 2007 году получил международную сертификацию в области менеджмента британского университета The Open University, в 2019 году окончил London Business School по направлению Leading for results.
С 1996 года работал торговым представителем JTI, прошел путь от супервайзера до регионального менеджера по продажам.
С 2004 по 2010 год работал в департаментах по продажам и маркетингу компании Imperial Tobacco Group. С 2010 года руководил бизнесом компании на рынках Казахстана, Армении, Грузии, Молдовы.
С 2015 года занимал должность вице-президента по продажам в PJSC Carlsberg Ukraine, с 2022 года стал генеральным директором компании.
Хобби: велоспорт, бег, настольный теннис, аквариумистика.
Об электроснабжении и работе во время войны
Самый острый вопрос для всех производств в Украине в настоящее время — это энергоснабжение. Киевский завод Carlsberg Ukraine работает на импортной электроэнергии. Как решаете вопросы энергообеспечения?
— Нам приходится покупать импортную электроэнергию. Она стоит примерно в полтора раза больше произведенной в Украине. Мы планируем установить на Киевском заводе газовую когенерационную установку мощностью 1,5 МВт, которая будет производить и электроэнергию и тепло. Стоимость электроэнергии, производимой ею, будет колебаться в пределах между импортной и ценами на украинский ресурс. Конечно, мы установили дизель-генераторы на пивзаводах, но это вынужденное решение. Выработанный ими киловатт самый дорогой — он стоит в 2-3 раза больше электричества из сети.
Кроме того, Carlsberg идет к сокращению углеродного следа до нуля, и генерация электричества из дизельного горючего не отвечает нашим приоритетам безопасности окружающей среды. Газовая когенерационная установка более экологична, поэтому наш выбор очевиден.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНасколько критична для пивзавода остановка производства из-за отсутствия электричества?
— Технологически короткая остановка пивзавода не является большой проблемой для оборудования. Но пока простаивает завод, его долю на рынке захватывает импортное пиво, а также другие производители.
Мы в начале полномасштабного вторжения остановили все производства, но возобновили работу, как только появилась такая возможность. В марте 2022 года запустили Львовскую пивоварню, в мае – Киевский завод, и в конце июня — Запорожский.
Если импорт напрямую конкурирует с внутриукраинским производством, то не проще ли вам, как глобальной корпорации, завозить пиво в Украину из соседних стран? Проблемы с энергоснабжением и другими военными рисками тогда бы не возникали.
— У Carlsberg есть заводы в странах ЕС, но они почти полностью загружены и работают в основном для западной Европы. Представим, что компания решила не рисковать, закрыла заводы в Украине и импортирует пиво. Сразу после остановки производства продукция станет неконкурентной на украинском рынке. Пиво – относительно недорогой продукт, и из-за логистического фактора оно не сможет конкурировать с произведенным в Украине. В результате компания просто потеряет рынок.
К тому же, Украина — большой и важный рынок для Carlsberg. Поэтому если мы хотим работать в Украине — должны работать украинские заводы.
Запорожский завод — самый близкий к зоне боевых действий. Город страдает от атак агрессора. Какие у вас планы по этому производству?
— Мы мониторим ситуацию в Запорожье. Очевидно, что главный предмет обсуждения нашей антикризисной команды — безопасность работников.
Если говорить о проблемах, связанных с воздушными атаками, то мы автоматизировали многие процессы. Во время опасности сотрудники уходят в бомбоубежище и оттуда руководят некоторыми процессами. Единственное место, где невозможно удаленно работать во время тревоги — на линиях разлива, где идет упаковка. Однако обязательное правило для всех — идти в укрытие.
Насколько сложно сейчас обеспечивать военнообязанных сотрудников бронью и вообще нанимать работников. Carlsberg Украина имеет статус стратегически важного предприятия?
– Да, мы получили статус стратегического предприятия. У нас есть бронирование, никаких задержек пока не было с его оформлением. Единственное, как и все другие компании, мы можем забронировать только половину военнообязанных. На сегодняшний день 103 наших коллеги защищают страну, 17 уже вернулись. Дополнительно трудоустроили трех ветеранов, которые у нас раньше не работали.
Все знают о дефиците на рынке труда. У нас очень мало увольняется работников, из компании ежегодно уходит не более 4%. Но есть мобилизация, поэтому мы постоянно готовим следующее звено специалистов, готовых при необходимости заменить выбывающих. Это неизменный процесс, и он работает по всей вертикали. Поэтому из-за увольнения одного работника завод точно не остановится, но проблема с кадрами все равно существует.
О нынешнем состоянии рынка пива
Когда в июне-июле надолго выключали электричество, многие выходили на улицу, гуляли, ходили в заведения общепита. Выросло ли потребление ваших напитков, в частности пива?
— Да, действительно, мы почувствовали заметный рост потребления. Но не забывайте, что некоторые месяцы в 2024 году были аномально теплыми, например, апрель и июль. Поэтому украинские пивовары почувствовали достаточно резкий сезонный рост потребления. По отрасли в июле рынок вырос на 19,5% к июлю прошлого года.
Но в первую очередь рост потребления произошел благодаря высоким температурам. Поэтому в случае продолжительных отключений осенью и зимой мы не ожидаем аналогичного увеличения спроса.
А какой бренд "выстрелил" лучше всего за время полномасштабной войны?
— Наш премиальный портфель. За 8 месяцев 2024 года в сегменте премиального пива наша доля на рынке выросла на 8,5%, тогда как в сегменте мейнстрима — на 0,5%. Многие наши премиальные бренды сегодня бьют рекорды. Это флагман Grimbergen, бренды Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664 года. Их продажи возвращаются на довоенные объемы, что свидетельствует о развитии культуры потребления пива.
Усиливается ли конкуренция с производителями крафтового пива, также работающими в премиальном сегменте?
— Действительно, крафтовые и региональные производители за время полномасштабной войны стали конкурентоспособнее. В начале вторжения крупные предприятия остановились и более гибкие производители нарастили свою долю на рынке.
Они стали более мощными, но и мы не стоим на месте в сегменте крафта. В этом году запустили свою минипивоварню во Львове, где варим крафтовое пиво под брендом "Клепка". Для нас это совершенно новый сегмент, но на сегодняшний день мощностей минипивоварни нам уже не хватает. Поэтому будем и дальше развивать это направление.
Какие фиксируете тренды в употреблении напитков за это время?
— Безалкогольные напитки и безалкогольное пиво растут по всему миру, по Украине и Carlsberg Group. Один из наших глобальных приоритетов — нарастить долю безалкогольных и слабоалкогольных продуктов в портфеле до 35% к 2030 году. За восемь месяцев наш безалкогольный портфель вырос на 25%, потребители все больше выбирают безалкогольное пиво, квас и энергетические напитки.
Также быстро растет сегмент лагеров и специального пива с фруктовыми вкусами.
Потребление крепкого пива в Украине падает год от года.
Быстро растет сегмент продукции в банке, а стеклянная бутылка теряет популярность. Один и тот же напиток в стекле может стоить на 10% дороже, чем в банке, поэтому потребитель голосует за нее кошельком. В 2015 году только на Киевском заводе была линия разлива в банке, и она была загружена на 10%. Сегодня у нас две мощные линии и обе они почти на пике.
Экономисты ожидают девальвации гривны до конца года. Как это отразится на импортированных брендах?
— Они на 100% зависят от девальвации. Их будущее будет зависеть от того, готов ли украинский потребитель покупать более дорогие импортные напитки. Сейчас доля импортной продукции в пиве не столь велика, чтобы об этом беспокоиться.
По данным Госстата, пиво с начала года подорожало на 3% и литр в среднем стоит 32 грн. Какие фиксируете реальные средние цены на наиболее ходовые напитки и каких цен ждать в будущем?
— Мы видим среднюю цену по Украине за первое полугодие 2024 года на уровне 52,7 грн/л. Официальная цифра в 32 грн/л, это, скорее, довоенная цена. На сегодняшний день в розничной торговле таких просто не существует.
Да, цены на пиво постепенно растут. В среднем по Украине пиво подорожало на 3,8%, если сравнивать июль-2024 с июлем прошлого года. Факторов, влияющих на цену, много — от стоимости электроэнергии до стоимости ячменя и других элементов ценообразования пива.
Экспорт вашего пива уже превысил довоенный?
— Нет. Из-за логистических проблем у нас сократился экспорт в Китай. Однако общие объемы растут, особенно в ЕС. В этом году мы впервые начали работу в Нидерландах и Норвегии, где получили хороший рост продаж. За девять месяцев 2024 года некоторые рынки выросли в пять раз по сравнению с январем-сентябрем 2023 года. Это Великобритания, Чехия, Австралия и Кипр.
Мы экспортируем только локальные бренды: "Львовское", "Арсенал", "Квас Тарас" и т.д. Причин роста продаж в ЕС вижу две. Это увеличение количества наших переселенцев, привыкших к отечественному пиву, и рост интереса европейцев ко всему украинскому.
Дешевое пиво, private label. Планируете начать варить пиво для торговых сетей?
— У нас бывают точечные проекты с сетями, в основном с региональными, но в целом мы не являемся активным игроком в этой категории. В целом, заказчики private label хотят очень низкую цену напитка, а это риск компромисса по качеству. Для нас неприемлемы какие-либо компромиссы по качеству.
Относительно других компромиссов. В вашей банке сейчас уже 480 мл, а не обычные 500 мл. Как потребитель реагирует на такое уменьшение?
— Лично мне нравятся "круглые" цифры: пол-литра, один килограмм и т.д. Но весь пищепром, не только пивовары, уменьшают тару, чтобы предотвратить шоковое инфляционное поднятие цен. Мы стараемся прислушиваться к нашим потребителям, и очень осторожно делаем подобные шаги.