- Категория
- Криптовалюта
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
"Рынок криптовалют в Украине фактически убили", - Михаил Чобанян, основатель KUNA
Михаил Чобанян - пионер криптовалютного рынка в Украине, а его проект криптобиржи KUNA стал одной из наибольших площадок торговли криптой в Украине. В интервью Delo.ua Михаил Чобанян рассказал о том, почему решил продать свой бизнес в Украине, может ли украинский рынок криптовалют развиваться в условиях войны, как запуск регулирования MICA трансформирует криптоиндустрию в Европе. Также мы расспросили Михаила о его бизнес-проектах за рубежом.
О состоянии рынка криптовалют в Украине
Как вы оцениваете ситуацию на крипторынке в условиях войны? Какие проблемы считаете ключевыми? Есть ли перспективы развития отрасли?
- Уже прошло 2,5 года, как НБУ ограничил возможности покупки или продажи крипты за гривню. С той поры рынок криптовалют в Украине фактически убили. Дело в том, что криптовалюта – это одна из форм денег. Развиваться этот сектор может только в условиях роста экономики. А в Украине динамика, мягко говоря, отрицательная. Поэтому пока украинская экономика не будет расти, не стоит ждать восстановления крипторынка. Сейчас транзакции в контексте гривня - крипта - гривня существенно ограничены. Нормально выводить криптовалюту можно только в наличку. Этот вариант тоже имеет физические ограничения. Много денег наличными человек с собой не унесет, поскольку кеш много весит и большие суммы рискованно носить с собой. Поэтому нужно смотреть на рынок криптовалют в Украине реалистично: пациент скорее мертв, чем жив.
Именно поэтому наш бизнес KUNA в Украине де-факто не работает. То есть, я ничего не инвестирую, максимально выхожу из Украины. Последние годы считаю, что KUNA – это европейская компания, фокус развития бизнеса сконцентрирован на ЕС, перспективы тут отличные.
Хотя украинская экономика и находится в сложных условиях, люди все равно покупают крипту, потому что возможностей для инвестиций немного. Может ли спрос со стороны украинских инвесторов восстановить крипторынок?
- Я не верю, что на украинском рынке крипты можно навести порядок. Сейчас индустрия работает на костылях, в основном транзакции идут через карточки дропов. Покупку крипты в Украине власти считают экономическим "ухилянством".
Сомневаюсь, что человек, который уже купил крипту, через полгода решит продать биткоин и инвестировать в ОВГЗ. Зачем? Крипта дает независимость от положения дел в Украине. Поэтому украинцы вряд ли будут обменивать крипту на гривню, в этом нет смысла.
О легализации криптовалют в Украине
В Украине было несколько попыток законодательно урегулировать рынок криптовалюты. Как вы относитесь к этой идее?
- Давайте подумаем, каким должно быть законодательство для украинского крипторынка в условиях войны, чтоб это регулирование было интересно иностранным инвесторам.
Представим, что в Украине приняли необходимые законы. При этом Минцифры настаивает, что налоговые условия для криптобизнеса должны быть выгоднее, чем в юрисдикциях развитых стран. Например, 5% от прибыли. В то же время украинский бизнес платит налоги на уровне 15-20%. На эти условия Минфин не согласится, потому что тогда ломается ключевая цель инициаторов регуляции крипторынка со стороны государства – бюджет будет получать мало налогов.
Что получается? Если налоговая база будет высокой, иностранный криптоинвестор вряд ли будет запускать бизнес в Украине. А зачем? Риски высокие: отключения света, прилеты, высокие налоги, проблема с кадрами. Честно говоря, даже не представляю, какие условия нужно предлагать криптокомпаниям, чтоб они работали в Украине.
Нужно понимать, что бизнес - это всегда риски с одной стороны и прибыли с другой. То есть, чем выше риск, тем выше ожидаемая прибыль. В Украине же предложения правительства выглядят как сплошной риск, которой облагается налогами как в Европе, а доходов бизнес не увидит. В этих условиях рынок Украины мне, как бизнесмену, не интересен. Например, даже если мне скажут: не плати налоги и возвращайся, - я не вернусь, не хочу. Потому что понимаю, льгот не будет, доходов крипторынок не принесет, а придется платить только аванс по налогам.
А вы участвовали как представитель украинского криптобизнеса в разработке законопроектов для регуляции отрасли? Какие у вас впечатления от законотворчества?
- Первые инициативы по разработке законопроектов были мои. Эту работу начинали еще в 2017 году с депутатом ВР восьмого созыва - Алексеем Мушаком. Потом с Минцифры и на поздних этапах с НКЦБФР и НБУ писали первую редакцию законопроекта №3637. Документ фактически приняли, но без налоговой базы, поэтому система не действует. Далее я не участвовал в этих процессах, стало неинтересно. Думаю, в условиях войны регуляция крипторынка не поможет решить проблемы. Повторюсь – пока экономика страны в упадке – восстановление отдельной отрасли невозможно.
О регулировании крипты за рубежом
Сложности с регулированием есть не только в Украине. Как оцениваете создание законодательной базы для криптоиндустрии в США, Европе, Азии?
- Задает основные тренды Европа. Сейчас в ЕС запускают регулирование MICA. Это законодательство полноценно заработает с 1 января 2025 года. Логично, что весь мир наблюдает за стартом MICA.
В США пока нет ясности, как будет развиваться ситуация с попытками запуска местного крипторегулирования. Все будет зависеть от того, кто выиграет в президентской гонке. Скорее всего, новые попытки легализовать рынок криптовалюты в США стартуют не раньше 2025 года.
Аналогично ситуация разворачивается в Азии. Более развитые страны следят за внедрением MICA в ЕС, а развивающиеся страны не интересуются этим вопросом.
Как регуляция MICA, на ваш взгляд, изменит индустрию ЕС в ближайшие 5 лет?
- Наша команда много общается с европейскими парламентариями разных каденций. Также мы наблюдаем за заявлениями ЕЦБ и других регуляторов. На основании анализа большого массива информации, могу сделать вывод, что в ЕС цифровой евро или CBDC будет запущен в 2026-2028 годах.
Дедлайн запуска CBDC зависит от того, насколько успешным окажется запуск MICA. Европейские регуляторы будут наблюдать за внедрением регулирования минимум год. В частности, нужно понять:
- как взаимодействуют банки с криптокомпаниями,
- как бизнес и население платят налоги,
- как проходят транзакции, например, по уплате налогов непосредственно криптовалютой,
- как развивается крипторынок в условиях регулирования,
- как подключаются традиционные бизнесы к приему крипты.
После станет понятно, позитивно ли воспринимает Европа криптоиндустрию или нет. Если ответ положительный, CBDC в ЕС запустят в 2026 году. Если ответ отрицательный и европейский бизнес все еще предпочитает использовать традиционные деньги, а не крипту, - тогда проект с цифровым евро будет реализован в 2028 году.
Думаю, возможности для запуска CBDC в ЕС составляют 90%. Конечно, есть шанс в 10%, что эти планы не осуществятся. Помешать старту цифрового евро могут такие черные лебеди, как глобальная война, очередная пандемия и т.д. Тогда запуск евро CBDC станет нерелевантным.
О крипто-ETF и перспективах биткоина
Как вы оцениваете появление ETF в биткоине и эфире? Как крипто-ETF могут трансформировать индустрию?
- Появление крипто-ETF позитивно влияет на имидж крипторынка. Запуск биткоина в ETF означает признание криптовалюты. То есть, крипта из серой зоны перешла в легальную с точки зрения существующей финансовой системы и теперь цифровые монеты может использовать даже самый консервативный инвестор.
А будут ли биткоин и эфир востребованы в ETF, зависит от спроса и предложения. Эти тренды станут понятны со временем.
В этом году пик роста криптовалют ожидается осенью. Эксперты говорят, что сейчас на рост курса биткоина больше влияет крипто-ETF, а не халвинг. Как вы считаете, будет ли расти биткоин осенью и до конца 2024 года?
- Любой прогноз для курса биткоина нужно строить на основании графика спроса и предложения. Предложение BTC ограничено - 21 млн монет. И крипторынок уже получил львиную долю монет. Но спрос на биткоин растет ежедневно, ведь все больше людей узнают о криптовалютах и начинают инвестировать в крипту. Логично, что в условиях ограниченного предложения и растущего спроса курс биткоина будет расти. Но это не инвестиционный совет, это мой анализ спроса и предложения, а также трендов на крипторынке.
Эксперты дают разные прогнозы роста биткоина – от $100 тыс. до $1 млн. за монету. Какие оценки у вас?
- Первый раз я узнал о биткоине в 2011 году, когда он стоил $3. Летом 2024 года биткоин стоит $66 тыс (на момент разговора - прим.Авт.). То есть, за 13 лет биткоин подорожал в 22 166 раз. Для меня это фантастика. Предел ли это? Нет.
О продаже KUNA в Украине и трансформации бизнеса в Европе
Недавно вы озвучили планы продажи криптобиржи KUNA в Украине. Как сейчас продвигается этот процесс?
- Было четыре заявки на покупку биржи. Я их отклонил, поскольку продажа украинской биржи KUNA могла бы иметь негативный репутационный результат для меня лично. То есть, потенциальные покупатели могли воспользоваться известным брендом KUNA и слить его в ноль.Что делать с бизнесом в Украине? Думаю над этим. Сейчас зависли гривневые балансы на финкомпаниях, которых уже нет. Поэтому нужно принять решение: то ли это форс-мажор, то ли брать на себя роль спасателя и финансово перекрывать эти гривневые балансы.
Вопрос серьезный. Была мысль продать украинскую часть бизнеса KUNA какому-то банку. Но в Украине банки пессимистично смотрят на крипторынок, так как нет регуляции. Для банков все, что не разрешено НБУ, запрещено. То есть, если нет регуляции нет, значит, запрещено. Думаю, до конца года решу вопрос. В любом случае я открыт к предложениям о продаже украинского сегмента KUNA. Если найдется хороший покупатель, это будет оптимальный вариант.
Расскажите о ваших планах развития бизнеса KUNA за границей.
- Сейчас я создал совет директоров для европейской KUNA. В составе находятся 3 человека, планируется расширить борд до 7-9 человек.
Я выхожу из оперативного управления. Теперь занимаюсь стратегическим управлением компанией вместе с бордом. То есть, если в Украине бизнес зависел исключительно от моего настроения, воли и желания, то сейчас процессы будут регламентированы. Речь идет о:
- коллективном принятии решений,
- делегировании ответственности,
- распределении влияния на компанию.
Также мы ищем нового CEO для европейской KUNA, который будет назначен советом директоров. Борд сформировал стратегию развития для бизнеса на 4 года. Мы утвердили бизнес-план, новый CEO будет его выполнять.
В результате я буду посещать борд-митинги раз в 1-2 месяца. Все остальное время занимаюсь своим GovTech проектом под названием Layer2State.
Почему вы решили сосредоточиться на другой сфере? Крипта надоела?
- В крипте все понятно. Я построил с нуля рынок Украины, поигрался в регуляцию, создал крупнейшего игрока. Понимаю, как настраивать процессы в сегменте B2C.
Настало время сосредоточиться на построении бизнеса в ЕС, для сегмента B2B. Наш флагманский проект называется KUNA Pay. Он сосредоточен на открытии корпоративных счетов для бизнеса. Здесь я подключаю европейские бизнесы к пакету услуг: прием крипты, конвертация ее в фиат, уплата налогов монетами, криптоэквайринг и т.д. Это основной сегмент, который развивает наша команда.
Готов ли бизнес в ЕС подключаться к платежам в криптовалюте?
- Сегмент B2C в Европе развит: есть кошельки, биржи, обменники и т.д. Рынок криптоуслуг для населения поделен и новшеств нет.
А вот традиционный бизнес до сих пор не перешел на крипту. Предприниматели боялись работать с криптовалютой, потому что индустрия находилась в серой зоне. Но теперь рынок виртуальных активов будет регулировать MICA. Новый регламент предоставил крипте статус полноценных денег в ЕС.
Сейчас мы общаемся с европейским бизнесом и предлагаем решение KUNA Pay. Предприниматели могут использовать наш продукт в офисах, магазинах, принимать крипту как еще один способ платежей. Все риски, связанные с криптовалютой (курс, волатильность), наша команда берет на себя.
В целом, наша команда проекта готовится к запуску евро CBDC в 2026-2028 годах. К тому времени у нас уже будет большая сетка мерчантов в ЕС. А дальше продукт будем расширять на другие регионы.
Какие страны вас интересуют для развития криптобизнеса?
- Сейчас интересует весь ЕС, но, в первую очередь, сильнейшие экономики – Франция, Германия. В будущем, скорее всего, будем заходить на рынок США, если там появится крипторегулирование.
Но нужно понимать, что если в Европе развитие бизнеса обходится в сотни миллионов, то в США нужен миллиард. В этом бизнесе требуются серьезные инвестиции.
Перспективы для развития проекта в ЕС есть, а много ли у вас конкурентов?
- После того, как запустится MICA в 2025 году, у нас будет много конкурентов. Несколько компаний очень крупные, но медленные. Они заточены на старое фиатное решение. Мы первые выходим в сегмент B2C как криптаны. У нас есть свой софт, куча клиентов.
При этом я уже не использую в своем бизнесе название биржа KUNA, команда развивает криптобанкинг KUNA. В принципе, для бизнеса название биржа KUNA было актуально в 2015-2017 годах, тогда это направление было наиболее близко к нашим услугам. Но сейчас я хотел бы продать украинскую KUNA именно как биржу.
Сегодня в ЕС мы развиваем KUNA как крипобанкинг для юрлиц и физлиц. В этом наша фишка. Основные клиенты - предприниматели. Через платформу можно купить машины, яхты, недвижимость, заказать перелеты, отели, аренду недвижимости. Система работает, я проверял.