- Тип
- Бизнес работает
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
"За годы независимости украинский бизнес научился быть гибким и реагировать на новые вызовы", — Алексей Бабич, гендиректор медлаборатории ДІЛА
Бизнесы, оставшиеся в Украине с начала полномасштабной войны, несмотря на трудности и потери, выстояли и продолжают помогать государству на экономическом фронте.
Филиалы ДІЛА расположены во многих украинских городах, множество из которых пострадали от войны или оказались под оккупацией. Сотни сотрудников компании были вынуждены эвакуироваться из опасных мест. Релоцировать пришлось и лабораторию. Об этом и другом - в эксклюзивном интервью с гендиректором медлаборатории ДІЛА Алексеем Бабичем в рамках нашего совместного с Киевстар спецпроекта "Бизнес работает".
Какими были ваши действия в начале полномасштабной войны, чтобы уберечь компанию и сотрудников?
В первые дни войны мы приостановили свою деятельность, чтобы спасти оборудование, склады, а главное – здоровье и жизнь наших сотрудников.
Следует объяснить, что наша компания построена и работает по модели лабораторий развитых стран мира. Это значит, что анализы проводятся централизованно в крупных лабораториях, а биоматериал к ним поступает из небольших отделений, где этот материал собирается. Благодаря именно такой системе клиент получает результаты своих анализов быстро, качественно и недорого. Однако логистика здесь значит очень многое.
С началом войны работали только филиалы при некоторых лечебных учреждениях, перед которыми у нас есть обязательства. К примеру, у нас работала лаборатория в Добробуте. Все остальное остановилось из-за проблем с логистикой. Перекрытые мосты и множество блокпостов не позволяли нам оперативно доставлять материал в лаборатории. Под угрозой оказался наш склад в Броварах, но нам удалось его эвакуировать.
Лишь когда мы провели анализ ситуации и поняли, что можем обеспечить логистику и безопасность персонала, мы снова запустились в некоторых городах. А в обычном для нас формате мы заработали 14 марта.
В то время и сейчас нам очень важно было оставаться на связи. Когда наши люди где-то из Бучи выходили, находили хоть одну палочку на мобилке и говорили, что они живы. Или когда мы быстро наладили возможность звонить нам - запустили контакт-центр, чтобы клиенты, которые сдавали биоматериал 22-23 февраля, знали: как только мы откроемся, мы выполним все наши обязательства. Кроме того, у всех нас есть родные, близкие люди, друзья. Кто-то уехал, кто-то воюет на передовой, кто-то сидел в подвалах. Благодаря мобильной связи, мы следили за важными новостями, слышали своих родных и друзей, держали связь с теми, кто в зоне ведения боевых действий или на передке. Классно, что есть национальный роуминг, когда можно переключиться на другого оператора, когда твой недоступен. То, что конкурирующие в мирное время операторы смогли договориться между собой в условиях войны и прийти к кооперации возможностей, чтобы дать такую важную поддержку гражданам Украины – это очень круто.
Быть на связи с близкими, командой и клиентами – очень важно. Особенно – в кризисных ситуациях. Как на выгодных условиях организовать связь со всеми работниками компании, независимо от того, где они сейчас – в Украине или за рубежом – и подключить Виртуальную мобильную АТС для организации колл-центра или отдела продаж, которые могут работать даже удаленно – узнайте у специалистов Киевстар Бизнес. В условиях военного времени использование АТС первые два месяца после подключения – без оплат. А на подключение связи для новых клиентов действует акция: -50% на плату за тариф в течение первых 6 месяцев.
Расскажите поподробнее о том, как вы проводили релокацию и настраивали логистику.
Это было нелегко. Мы переезжали, когда уже была государственная программа поддержки по релокации. Но там была очередь, и мы стали все делать самостоятельно. Наши менеджеры по логистике на "отлично" отработали вопрос поиска транспорта, которым часть оборудования перевезли во Львов, где и запустили работу.
Что-то изменилось в общении с вашими клиентами?
Начало войны подтолкнуло нас к запуску онлайн-сервисов для людей, потерявших связь со своими врачами.
Во-первых, мы возобновили работу контакт-центра, где клиент может получить важную для него информацию: как готовиться к лабораторным исследованиям, какова стоимость услуг, где расположен кабинет и т.д. Консультируем мы и врачей, вынужденных эвакуироваться из своих городов.
В первые недели после 24 февраля возникли большие проблемы. Многие врачи прекратили работу, и мы организовали консультирование нашими силами, собственными врачами. Это не полноценная телемедицина, но по самым распространенным вопросам они могли консультировать - по лабораторной диагностике и смежным специальностям (эндокринология, гинекология, терапия и т.п.).
Первое время эта услуга имела очень высокий спрос. Затем, когда лечебные заведения более или менее возобновили работу, запросов стало меньше. Но мы продолжаем консультировать людей по лабораторной диагностике, и спрос на эту услугу растет. Мы единственные сегодня, у кого есть такой сервис и такая экспертиза.
Ваши филиалы есть также во многих городах Востока Украины. Сталкивались ли вы с критическими ситуациями, как, например, работой под оккупацией или бомбардировками?
Понятно, что мы не работали под оккупацией. Также мы закрыли кабинеты в городах, находившихся под постоянными обстрелами – Харьков, Чернигов, Николаев, частично Одесса. Также мы определились с рисками для наших кабинетов в других городах. Например, некоторые из них расположены вблизи крупных инфраструктурных объектов, которые являются потенциальной мишенью для обстрелов. Мы их не открываем.
Со временем мы отремонтировали отделения и уже открылись в Чернигове, Николаеве и Одессе. Все точки в прифронтовых зонах сейчас открыты, за исключением тех кабинетов, которые расположены вблизи зон обстрелов.
Как изменилась ситуация с вашими работниками, ведь многие выехали за границу. Удалось ли вам сохранить команду?
Много персонала переехало, многие мужчины пошли в ВСУ и территориальную оборону. Мы помогали выходившим из оккупации - и финансово, и логистически. Что касается миграции, то она произошла естественно: люди из Киева поехали на запад Украины, а с востока и юга приехали в столицу.
Все, кто захотел, вернулись в свои дома. Надеюсь, что очень скоро все вернутся на свои привычные рабочие места. Это уже происходит. Люди, которые работают руками в большинстве вернулись, а работающие онлайн, еще нет.
Но украинский бизнес за эти 30 лет независимости Украины настолько привык к кризисному менеджменту, что научился быть гибкими и реагировать на новые вызовы.
Вы посчитали убытки компании?
Прямого ущерба не так много – в основном это поврежденные кабинеты. Оборудование, персонал и реагенты мы сохранили. Первые два месяца войны у нас значительно уменьшилось количество клиентов . По состоянию на сегодняшний день у нас чуть больше половины клиентов от довоенного количества, и я считаю, что это очень неплохо.
В то же время люди, которые едут с Востока Украины, не знают, где расположены наши кабинеты близко к их новому местонахождению. Поэтому при помощи Киевстара мы решили рассказать о себе - где работаем, какие действуют акции. Разослали SMS , чтобы люди, которые раньше о нас не знали, смогли к нам прийти. А те клиенты, которые переехали на Запад, тоже смогли узнать, где искать наши кабинеты там. Такое сотрудничество дало нужный результат. Ведь приходящие к нам пациенты дают возможность работать нашему бизнесу и платить заработную плату работникам, налоги, двигать экономику. Налоги же, в свою очередь, идут на Вооруженные Силы Украины и работают на нашу победу.
Во время войны потребности и предпочтения клиентов меняются. И очень важно знать, каким образом, чтобы предлагать им необходимые товары или услуги. "Киевстар" может помочь узнать, какие изменения произошли с вашими потребителями, построив Портрет клиента. А дальше, зная, что нужно клиенту, можно сделать ему персонализированное предложение, воспользовавшись простым сервисом SMS-рассылок с платформы ADWISOR, где все настройки вы производите собственноручно.
Были ли у вас проблемы с материалами, необходимыми для исследований?
У нас всегда есть запас препаратов. Поэтому пока у нас не было проблем с закупкой и доставкой в Киев. Один груз был под угрозой, когда снаряды попадали в склады возле аэропорта Борисполь – все обошлось. Еще была опасность для склада вблизи Броваров, но мы успели вывезти оттуда реагенты и расходные материалы. Так что сейчас с этим проблем нет.
Были определенные проблемы с исследованиями, выполняемыми за рубежом – в Германии и во Франции. Одно время возить биоматериал туда было очень дорого. Но 2-3 недели назад в Украине снова начала работать DHL и теперь можно официально вывозить биоматериалы в ЕС, чтобы проводить исследования.
Какой поддержки или помощи не хватает вашему бизнесу?
После 2015 года реформа системы здравоохранения, возможно, и не так быстро развивалась, но это был правильный путь. И главное, что у нас было обеспечено – государство увидело, что есть частный сектор. По крайней мере, не было административной дискриминации частных заведений. Однако на сегодняшний день все несколько иначе - частный сектор остается за рамками общей системы здравоохранения, хотя по декларациям так не должно быть. В настоящее время обсуждается стратегия развития системы здравоохранения. И в первой части все, как надо, прописано, а дальше по пунктам есть различия. Как она будет реализовываться? Увидим.
Понятно, что система, которая была у нас до 2015 года, устраивала тех, кто ею руководил, и кто имел с нее определенную выгоду. Но пациенты и население от этого пользы не получали – все было низкого уровня и дорого. Пациенты не ходили к врачам, понимая, что если диагноз серьезный, то ты или обанкротишься, или откажешься от лечения. И реформа, которую проводила Ульяна Супрун и ее команда, сделала в этом направлении очень много, ведь для многих людей медицинская помощь стала бесплатной и доступной. Можно попасть в больницу и получить там бесплатную помощь в полном объеме по Программе медицинских гарантий. Люди с хроническими заболеваниями по программе "Доступные лекарства" получают медикаменты - им не нужно тратить на это последние деньги. Это правильный путь, хотелось бы двигаться по нему и дальше.
Почему не стоит забывать здесь о частном секторе? Во многих сферах экономики он может научить государственные структуры, как нужно работать для улучшения клиентского опыта и как экономически эффективно организовывать бизнес-процессы. Если не вмешиваться, а дать возможность развиваться, то можно получить очень хороший эффект. Однако, если оставлять право принятия решений относительно того, как все должно быть, только за одним лицом, то мы возвращаемся к плановой экономике. И учитывая, что после победы Украина будет получать много средств на восстановление – во всех сферах, то хотелось бы, чтобы коррупционные традиции к тому времени были так же побеждены, как и российская федерация.
Сотрудники ДІЛА защищают Украину в рядах ВСУ, ТрО и волонтерят
Как вы и ваши сотрудники приобщаются к поддержке армии?
Мы работали по нескольким направлениям. Во-первых, наши люди пошли защищать Украину. Во-вторых, мы бесплатно проводим лабораторные исследования для некоторых госпиталей, военных объединений и территориальной обороны. Безвозмездно или с очень большой скидкой обслуживаем военных. Плюс мы собираем и перечисляем средства армии –10 гривен из каждого заказанного исследования идут на помощь ВСУ.
Мы достаточно много делаем там, где есть экспертиза. И стараемся помочь там, где это максимально эффективно.
Сейчас у многих компаний меняется спрос – и объемы, и характер. Скажем, если у вас раньше был спрос на анализы на коронавирус, то что востребовано сейчас?
Сейчас у всех частных лабораторий и клиник сменился наиболее активный покупатель их услуг. Многие наши клиенты поехали на Запад страны, или даже за границу. Спрос меняется. Раньше больше всего к нам обращались женщины репродуктивного возраста с детьми. Сейчас приходит более пожилая категория пациентов. Глобально ничего нового нет, но сама структура наших услуг чуть-чуть меняется: люди приехали из других регионов и давно не исследовали свое здоровье, а тут еще плюс стрессы и не было доступа к медицинским препаратам.
Есть отдельная категория – люди с хроническими заболеваниями. Они как были с нами, так и остаются. А также у людей на фоне стресса очень "полетел" гормональный фон, начинается недостаток витамина D из-за сидения в подвалах. Если в первые месяцы люди могли не обращать на это внимание, то сейчас здоровье сигнализирует, что это важно.
Но мы должны быть более гибкими в своих предложениях. Как только будет победа, женщины начнут возвращаться – демография в регионах снова будет меняться, соответственно – и запрос на определенные исследования.
Что для вас лично значит продолжать работу в условиях войны?
Во-первых, это ответственность – мы продолжаем оказывать медицинскую диагностическую помощь высокого уровня. Мы не экономим на качестве – это для нас был всегда приоритет. И украинец может прийти к нам и получить качественное лабораторное исследование. Во-вторых, работа любого бизнеса – это поддержка экономики государства и налоги, помогающие нам победить. А еще – поддержка работников и их семей. Каждый из них на своем месте является мотором экономики.