НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

"Метинвест" создал госпиталь-укрытие за 20 млн: собирается ли компания зарабатывать на подземном строительстве

Подземный госпиталь
Операционный директор "Метинвеста" Александр Мироненко в подземном госпитале. Фото: пресс-служба компании

В Украине создали первый подземный госпиталь, разработанный на базе стального укрытия компанией "Метинвест" в координации с Медицинскими силами "Восток". Стабилизационный пункт, стоивший 20 млн гривен, находится на глубине 6 метров. Он состоит из шести цилиндрических бункеров размерами 7,6 на 2,5 м и дополнительных помещений и может в сутки принимать 100 раненых бойцов из передовой. Историю создания этого госпиталя и других подземных строений для Сил обороны и о перспективах бизнеса в подземном строительстве рассказал Delo.ua операционный директор "Метинвеста" Александр Мироненко.

Как подземное укрытие, созданное "Метинвестом" для ВСУ летом 2022 года, эволюционировало в подземный госпиталь?

— Первые такие госпитали были созданы на базе обычных укрытий. Медики использовали их как стабилизационные пункты первого уровня. Это показало эффективность, поскольку такие стабилизационные пункты должны находиться вблизи переднего края. Обычно они находились в деревенских избах, но туда нередко "прилетало". Так что безопаснее, чтобы стабилизационный пункт был под землей.

Уже потом уже пришла идея полноценного подземного военного госпиталя, находящегося на глубине 6 метров. В Украине и Западе раньше такого не делал никто. В армиях западных стран есть подобные госпитали, но там это контейнерные городки, которые не предназначены для того, чтобы их закапывали. Наши ребята с боевым опытом на учениях спрашивали: как вы собираетесь использовать госпиталь, если КАБ летит 80 км. Ответа на этот вопрос не последовало. Поэтому у нас не было возможности опираться на чужой опыт, и мы разработали госпиталь сами вместе с медиками.

Сколько стоило сделать госпиталь и планируете ли вы масштабировать этот опыт?

Смета госпиталя составила 20 млн гривен. Сами бочки 7,6 на 2,5 м стоят 500 тыс. гривен. Львиная доля этого бюджета – медицинское оборудование. Мы закупили большую часть медоборудования на 7 млн. гривен, но было специфическое военное оборудование, которого нет на открытом рынке. Медики доставляли его сами.

Госпиталь пока существует в единственном экземпляре. Он уровня ОТГ и способен пропускать 100 раненых бойцов в сутки. Но у нас есть разработки подобных госпиталей уровня бригады и батальона. Они поменьше по размерам, с меньшим функционалом и способны пропускать меньше бойцов.

Также на базе наших "крыивок" созданы командные пункты — 3 или 4 штаба работают именно в таких подземных центрах управления. Там есть города отдыха, душ, туалет, командные комнаты с мониторами, чтобы управлять онлайн боем. Есть еще командный модуль 2,5 на 12 метров, который мы делали по спецзаказу. Кроме этого мы делали отдельные укрытия для операторов дронов. Они меньше, их можно на плечах занести в посадку и потом уже собрать, чтобы операторы дронов безопасно работали по укрытию.

Все, что касается металлических конструкций, мы строим сами. У нас есть хорошие слесари, сварщики и монтажники. А внутреннее оснащение производит бригада подрядчиков, которых мы согласовали с военными и привлекаем для таких заказов. Вообще, при работе с подрядчиками у нас есть тендерные процедуры, но такие разработки довольно чувствительная вещь и мы не можем объявить на них тендер.

Вы зарабатываете на поставке этих конструкций военным и видите ли вы в этом потенциал для бизнеса?

  Потенциал здесь очень велик. Но у нас сейчас несколько других приоритетов — мы делаем все возможное для повышения обороноспособности страны. Это же касается не только госпиталей. Мы делаем достаточно много вещей, которые затем передаем ВСУ бесплатно.

На сегодня уже поставлено более 600 укрытий. Одна "крыивка" стоит около 450 тыс. гривен, так что в общей сложности это обошлось нам в 270 млн гривен. На базе наших "крыивок" строится линия фортификаций вокруг Покровска — это противотанковые рвы, опорные пункты. Сейчас там работает 31 экскаватор и около 100 сотрудников.

Для себя мы ее рассматриваем как инвестицию в безопасность страны в повышение обороноспособности. В первую очередь наши укрытия используются на направлениях, которые критичны для нас, чтобы обезопасить наши предприятия. Это Запорожское направление, Покровское направление  очень много "крыивок" едет именно в бригады, защищающие эти направления.

Если смотреть на перспективу, то мы будем патентовать наши разработки и, возможно, потом рассмотрим это направление бизнеса. В принципе, идут обсуждения с государством, как мы будем тиражировать эти разработки. Пока все идет к тому, что мы будем предоставлять наши метизы под госпитали, а государство будет обеспечивать медицинским оборудованием. Потому что 20 подобных госпиталей это 400 млн гривен, что достаточно существенно для нас, учитывая, в каком финансовом состоянии находится компания.

Вы не думали строить такие укрытия для гражданских нужд? Есть ли возможность на базе этого развернуть какое-либо производство или склады для бизнеса?

Для гражданского использования необходима соответствующая сертификация. Для военного использования наши укрытия сертифицированы, они прошли надлежащие испытания и кодификацию Минобороны. У нас было очень много дискуссий с Министерством образования, чтобы на базе наших "сокровищ" делать укрытия в школах. Но мы пока не смогли пройти соответствующую сертификацию, поэтому сейчас это вопрос на паузе.

Что касается складов, то наши укрытия маловаты. Даже если это будет труба 15 на 2,5 метра, большой коммерческий склад из этого не сделать. Из нашего металла можно сделать ангар, но это уже не будет подземное сооружение. Мы продаем металл на строительство складов, логистических центров и ангаров. Строители тоже покупают наш металл. Но сами "крыивки" имеют достаточно ограниченный функционал для использования.

Какова перспектива подземного строительства в Украине? Вы видите себе возможности в этой сфере?

Мы ведь понимаем, что Россия никуда не денется. Когда война закончится, россияне все равно будут хотеть захватить нашу страну. Я думаю, что будут изменены строительные нормы. Все стройки должны будут иметь обязательные бомбоубежища, подземные сооружения, где люди смогут укрываться. Но это будут строить стационарно.

Если мы говорим о бетонных укрытиях, то там используется арматура, которую мы производим. Это будет достаточно существенный потенциал, где может использоваться наша продукция. Это достаточно большой металлоемкий сегмент, который нам интересен. Мы будем в нем, поскольку мы вместе с "АрселорМиттал Кривой Рог" сейчас ключевые производители стали строительного сортамента в Украине.