НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Мы жаждем предсказуемости в регуляторной политике — Юлия Завалишина, "Империал Тобакко"

Юлия Завалишина Империал Тобакко
Украинская налоговая политика — это жесткий вызов для бизнеса, — Юлия Завалишина. Фото: Delo.ua

Табачная отрасль благодаря акцизам является одним из главных наполнителей государственного бюджета. В 2023 году она пополнила казну на 115 млрд грн, что составляет 9% всех налоговых поступлений. Производители сигарет стоят в одном ряду с гигантами энергетических рынков, крупнейшими банками и мейджорами ритейла. Налоговая нагрузка на них растет по нескольким причинам: Украина шаг за шагом гармонизирует законодательство с Евросоюзом, где табачные акцизы достаточно велики, сам товар удобен для налогообложения. Кроме того, высокие цены должны снижать потребление табака.

В "Империал Тобакко" понимают, что этот процесс неизбежен. Подобные тенденции – глобальные. Но в Украине это усугубляется сложностями войны и традиционной суетой в законодательном поле. О новых фискальных инициативах, особенностях украинского налогообложения и о нелегальном рынке сигарет рассказывает директор департамента корпоративных и юридических вопросов "Империал Тобакко Юкрейн" Юлия Завалишина.

В Верховной Раде уже прошел первое чтение законопроект №11090 об очередном повышении акцизов на табачные изделия. Понятно, что никому не нравится увеличение налогообложения, но если этот пункт пропустить, удовлетворяют ли новые инициативы вашу компанию?

— Мы считаем, что этот проект, хоть и был доработан, все еще остается спорным для бизнеса. Один из открытых вопросов – какой именно график пересмотра ставок будет применяться, чтобы достичь ставки €90 за 1000 сигарет. Это норма, которая должна быть имплементирована из Директивы ЕС по минимальному акцизному налоговому обязательству. Мы выступаем за умеренный подход – дойти до этого уровня до 2028 года.

Во-первых, европейский опыт достижения этой планки был достаточно постепенным. Во-вторых, этот законопроект также предлагает поднять адвалорную ставку акцизного налога до 25% против действующих 12%. При таком повышении минимальная акцизная нагрузка будет уже не €90, а €115, ведь ставки будут суммироваться. И в-третьих, если учесть еще 5% акцизный налог с розничной продажи табачных изделий, которого, кстати, нет в странах ЕС, то финальная налоговая нагрузка будет еще больше.

Кстати, мы бы достигли ставки акцизного налога в эквиваленте €90 в 2025 году согласно действующему налоговому плану, принятому в 2018 году. Но с началом войны произошла значительная девальвация гривны, так что мы не смогли достичь желаемых   показателей

А еще мы должны платить налоги авансом, чего нет в странах ЕС, куда стремится вступить Украина, и что является причиной внедрения европейских норм в нашем национальном законодательстве.

Сбор налогов авансом в Украине внедряется не впервые. И причиной тому —экстраординарные обстоятельства. Все-таки идет война.

— И мы это понимаем. Но нужно констатировать, что налоговая политика нашего государства сегодня превратилась в еще один жесткий вызов, который по уровню сложности может приближаться к войне. Государство все больше усиливает фискальное давление на отрасль, которое вместе с бесконечными и при этом хаотическими, непрогнозируемыми регуляторными ограничениями создает невозможные условия для работы на украинском рынке. Мы постоянно должны приспосабливаться к нововведениям и рискуем получить большие штрафы за их нарушение. Хотя часто даже непонятно порой, как их выполнять.

К примеру, в октябре 2024 года у нас вводится новая инициатива — налоговые так называемые контрольные посты на производстве, на внедрение которой нам дали всего три месяца. Мы также должны установить видеонаблюдение полного цикла производства на фабрике.

Но с этой инициативой есть коллизия. Она должна заработать в октябре 2024 года, но нормативные документы Минфин и налоговая вправе разрабатывать до января 2025 года.   Поэтому производители должны реализовать требования законодательства на три месяца раньше, чем сами требования будут конкретизированы. За невыполнение — штраф.

Еще одна непростая во внедрении инициатива – система Track-and-Trace, призванная отслеживать перемещение табачной продукции. Чтобы воплотить требования государства, мы, как производитель, должны вложить в дополнительное оборудование до $5 млн. Подобная система существует в ЕС и позволяет отследить движение табачной продукции от производителя до точки продаж. В Украине эта система будет внедряться в более сложном варианте, включая большее количество звеньев отслеживания – от производителя до конечного потребителя.

Все время непредсказуемые изменения для табачных изделий: июль 2023 – запрет характерных вкусов, январь 2024 – новая пачка и новые медицинские предупреждения, октябрь 2024 – видеонаблюдение, 2025 – Track-and-Trace. Мы не успеваем адаптироваться к одним изменениям, как приходят новые.

Можно работать в стране с высокими налогами, но прежде всего мы предпочитаем предсказуемость в регуляторной политике.

Могу предположить, что Track-and-Trace и контрольные посты на производстве внедряют, чтобы предотвратить теневый рынок сигарет. Кстати,   какая ситуация с нелегальным табачным рынком сейчас?

— На сегодняшний день уровень нелегальной торговли составляет около 15%. Еще буквально несколько месяцев назад уровень достигал более 25%. Есть большая политическая воля в Офисе президента, в парламенте, правительстве бороться с этим явлением и правоохранительные органы работают достаточно эффективно.

Анализируя опыт соседних стран, например Польши, где смогли уменьшить нелегальный рынок до 5%, мы видим, что с бескомпромиссной позицией Бюро экономической безопасности, Нацполиции, ГНС и чиновников черный рынок можно преодолеть довольно быстро.

Но Track-and-Trace здесь не станет большой помощью. Сейчас в Украину практически нет завоза нелегальных сигарет из-за границы — все производится в стране. Их продукция сейчас продается без бумажной акцизной марки под видом Duty. Free , несмотря на полный запрет производства сигарет для Duty Free с 1 октября 2023 года. Следовательно, будет продаваться без электронной. А для легальных производств – это только дополнительная финансовая нагрузка. К примеру во Франции Track-and-Trace существует давно, но уровень нелегальной торговли там более 25%.

Мы также опасаемся, что на руку теневой торговле сыграет стремительное повышение налогов. Полагаем, что нужно поднимать цены плавно.

Мы постоянно адаптируемся к новым фискальным и регуляторным изменениям, — Юлия Завалишина. Фото: Delo.ua

По вашим словам выходит так, что фискальные и регуляторные нормы у нас даже жестче европейских.

— Одно то, что мы все платить налоги авансом уже делает украинское законодательство сверхсложным для производителя, ведь фактически табачная отрасль дотирует государственный бюджет — продукция еще даже не произведена, а налоги уже уплачены, будто бы она уже продана. Но есть еще одна вещь, на которую следует обратить внимание. В отличие от стран-членов ЕС, где присутствует национальная денежная единица,   акциз в Украине нам планируют начислять… в евро! То есть, в иностранной валюте.

На этапе, когда Министерство финансов разрабатывало свой проект нового акцизного плана и было общественное обсуждение в январе 2023 года, индустрия подавала предложения считать акциз в гривне. У нас есть национальная валюта, это зафиксировано Конституцией, мы тоже производим в Украине, у нас находится фабрика, все платежи от оптовых торговцев и ритейлеров мы получаем в гривне. То есть, на любом этапе у нас не возникает другой валюты, чем гривны, если мы не говорим об импорте.

И использование евро в расчете налогов также является фактором нестабильности.

Власти предлагают бизнесу присоединиться к так называемому клубу "белого бизнеса". Какую позицию в отношении этой инициативы занимает "Империал Тобакко"?

— За прошлый год мы уплатили 23 млрд. гривен налогов и заняли шестое место в неформальном рейтинге плательщиков. За первое полугодие уплатили уже 12 млрд.

Закон о так называемом "клубе белого бизнеса" вступил в силу недавно — 1 августа 2024 года. В соответствии с критериями, которым согласно этому закону, предприятие должно соответствовать одновременно, наша компания имеет право присутствовать на этой платформе. Хотя не все его преференции сможем использовать. Например, норма ограничения количества проверок не будет касаться белого бизнеса в сфере производства и реализации подакцизной продукции.

Мы будем наблюдать за воплощением положений этого закона в жизнь.

Посмотрим.

Что касается самого главного фактора нестабильности. Как повлияла на производство война?

— В мае 2023 года наша фабрика в Киеве пережила атаку вражеских дронов, в результате чего предприятие потерпело значительные разрушения. Мы восстанавливались без помощи государства, вложили в реконструкцию более 120 млн. грн. А сумма только прямого ущерба составила более 350 млн гривен.

Также мы инвестировали в строительство собственных укрытий 50 млн. грн, ведь безопасность наших людей является главным приоритетом.

Мы не уникальны, как и любое индустриальное производство. Во время воздушных тревог мы должны останавливаться. Мы не можем требовать от наших коллег отрабатывать эти часы ни с моральной, ни с законной точки зрения. Но ведь планы поставки продукции никто не отменяет. Поэтому это также доставляет нам трудности.

Конечно, не обошла нас стороной и мобилизация. У нас уже призвали в Сил обороны более 40 сотрудников. За каждым из них мы сохраняем рабочее место и продолжаем выплачивать заработную плату, оказываем финансовую помощь на закупку нужной экипировки или оборудования. Также мы страхуем жизнь наших мобилизованных сотрудников.

И мы готовимся к встрече наших ветеранов. Мы понимаем, что и им, и нашим коллегам нужна помощь, чтобы выстроить коммуникацию, учитывая, что военные пережили на фронте. Мы проводим специальные тренинги по адаптации.

Конечно, мы инвестируем в переквалификацию наших кадров, которые остались на производстве, чтобы они эффективно имели возможность заменить ушедших в армию.

Не могу не спросить. Молоко за вред еще выдают?

- Да, выдаем определенным категориям сотрудников. Эта норма очень старая и досталась нам в наследство от советских времен, но действует до сих пор. Возможно, ее можно было бы отменить, но не все регуляции интересуют государственных деятелей так, как налоговые.