- Категория
- Недвижимость
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
15%, 20% или 50%: сколько зарабатывают застройщики на западе Украины во время войны
На третий год войны активизировавшийся в западных регионах Украины строительный бизнес вышел на довоенные прибыли.
Грамотное управление ресурсами позволяет добиться при строительстве жилья той же маржинальности, что и до войны.
Об этом рассказал в интервью Delo.ua СЕО компании Avalon Роман Давымук. Он отметил, что этому способствует высокий спрос на жилье во Львове, а также то, что рынок в регионе восстановился вдвое лучше, чем в столице.
По его словам, учитывая, что строительные материалы подешевели в 2024 году, а также то, что затраты на строительные работы заложены определенными циклами, с точки зрения долларовой себестоимости было выгодно строить и в 2022, и в 2023 году.
"Сейчас ситуация изменилась: при тотальном дефиците рабочей силы есть постоянная тенденция роста стоимости работ — эта составляющая откомпенсируется", — подчеркнул руководитель компании.
Отвечая на вопрос Delo.ua о том, сколько ориентировочно зарабатывают девелоперы на западе Украины – 20%, 50% или 100%, Роман Давимука заверил, что 50% никто на рынке не зарабатывает.
"Самая же маржинальность зависит от управления средствами: в зависимости от темпов продаж на ранней и поздней стадии спокойно можно получить 15% разницы", — пояснил СЕО компании.
Как девелоперы считают маржинальность строительства жилья
Маржинальность проекта – это то, сколько ты метров продал по твоей средней цене минус все твои расходы, подчеркнул девелопер. Впрочем, есть еще один важный фактор – время: то есть когда застройщик продал эти метры и какова средняя цена.
"Если я продал 80% квартир на старте, собрал все средства – во-первых, есть "гривневый" риск. Во-вторых, рискуешь существенным ростом себестоимости, когда продал квадрат по $1 тысяче, а пока строил два года, себестоимость росла до $1 тысячи", — объяснил Давымука.
Второй вариант: девелопер может продать на старте 1% квадратов, взять условно свои средства из кармана, построить и продать сдачу в конце, когда маржинальность может быть намного выше. Здесь, добавил он, есть элемент управления продажами и финансовыми ресурсами.
Также, по его словам, важно разделить девелоперскую и земельную составляющую. Ведь стройка ведется и на своих, и на чужих участках.
"Многие попадают в ловушку: если я когда-то за бесценок купил земельный участок, значит, могу на нем и 40% маржинальности заработать. Однако надо понимать, что если рыночная стоимость участка уже $1 миллион, маржинальность уже не та", — объясняет Давымука.
Впрочем, если маржинальность глобально не изменилась в цифрах на третий год войны, существенно увеличились финансовые риски.
"С одной стороны, инвестиционный спрос есть, с другой — он изменился по качеству, резко упали спекулятивные перепродажи, поэтому иногда случаются кассовые разрывы. Можно оказаться в ситуации, когда я запланировал постепенно продавать, чтобы финансировать строительство", — рассказал СЕО Avalon.
Если рынок среагировал на происходящее на фронте или прилеты, тогда приходится привлекать финансирование, подчеркнул девелопер.
Больше о том, сколько можно заработать на строительстве в западных регионах, читайте подробнее в интервью Delo.ua "Как строить во время войны с довоенной маржой. Опыт львовского девелопера Avalon".