- Тип
- Топ налогоплательщики: ритейл
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Retail в Украине в 2024 году: тенденции развития и вклад в бюджет
Рынок ритейла продолжает адаптироваться к вызовам, связанным с внешней экономической ситуацией, влиянием войны и изменением поведения потребителей. Показатели продуктового и непродуктового ритейла демонстрируют устойчивый рост, а сети быстро интегрируют инновационные решения. В материале Delo.ua читайте о том, как торговые сети сохраняют лидирующие позиции в качестве работодателей, драйверов экономики и налогоплательщиков.
По данным опроса Retail Association of Ukraine, количество работающих магазинов к середине 2024 года продолжает демонстрировать положительную динамику. Самый большой тренд роста в сегменте non food retail – за шесть месяцев этого года открыли свои двери 330 точек против 209 у food retail.
«Уже сегодня есть признаки того, что ритейл шаг за шагом приближается к показателям довоенного уровня. Речь здесь скорее не о росте как таковом, а о восстановлении отрасли, которая традиционно составляет около 14% ВВП нашей страны. Как и украинское общество в целом, ритейлеры постепенно учатся жить и работать в условиях новой реальности, адаптируются, постепенно наращивают обороты», — комментируют в пресс-службе АТБ .
Одним из главных движителей трансформационных изменений в сегменте стало потребительское поведение. Украинцы ищут не только выгодные цены, но и удобные способы закупки, ориентируются на «долговременные отношения» через программы лояльности, предпочитают локальные продукты и обращают внимание на качество.
Особенно высоки ожидания от продукта на парфюмерно-косметическом рынке, в премиальном сегменте – не только со стороны потребителя, но и со стороны ритейлеров, удерживающих высокую планку качества. Важно отметить, что в этих условиях количество украинских торговых марок на полках сетевого косметического ритейла растет. «Компания BROCARD всегда была открыта для украинских производителей парфюмерно-косметической продукции, впрочем, реальное сотрудничество началось только в 2020 году. Мы занимаемся элитной селективной парфюмерией и косметикой, а локальные бренды раньше ориентировались на массовый рынок, так что наши интересы некоторое время не совпадали» , — отмечает Юрий Гаткин, соучредитель и управляющий бизнесом сети BROCARD .
Остается сегмент роскоши, когда люди хотят позволить себе что-нибудь люксовое и дорогое (как мировых, так и украинских брендов). Но в основном потребители ищут достойное качество по умеренной цене. Большие ритейлеры готовы расширять сотрудничество с локальными производителями, чтобы удовлетворить потребности этих аудиторий.
Пандемия COVID-19 и война в Украине ускорили переход к онлайн-формату потребительских закупок. В 2024 году этот тренд не только сохранился, но и развился. Покупатели ценят возможность заказа продуктов через интернет с доставкой на дом или самовывозом. Инвестиции в технологические решения, такие как мобильные приложения, онлайн-платформы и системы учета стали важным конкурентным фактором для игроков рынка.
Не менее активно развивается и направление собственных торговых марок ( Private Label ). Увеличение стоимости жизни и рост цен на продукты подталкивают потребителей к выбору более доступных товаров, в частности, собственных брендов супермаркетов. Private Label становятся популярнее, поскольку предлагают неплохое качество по более низкой цене.
Экономика работы сегмента
Экономика работы ритейла представляет собой сложное сочетание управления затратами, оптимизации операционных процессов и максимальной адаптации к потребностям потребителей. Сегодня на прибыльность влияет закупка товаров , логистика, управление запасами , ценообразование, управление потребительским поведением.
Закупочные стратегии значительно варьируются, но основная цель получить товары по максимально низкой цене для обеспечения конкурентных розничных цен. Все больше украинских ритейлеров переходят на сотрудничество с локальными производителями, что позволяет снизить затраты на логистику и поддержать внутреннюю экономику. Организация эффективной логистики является критическим фактором в розничной торговле.
Наиболее интересным направлением есть взаимодействие с потребителями. Война внесла серьезные коррективы в потребительские настроения. Однако она не изменила, что потребитель стремится получить гарантированно свежий продукт по максимально привлекательной цене. В течение первого года войны наблюдалась четкая тенденция к стремительному понижению процента так называемых эмоциональных покупок. Люди приходили в магазин с четким пониманием, что именно они положат в тележку или корзину и сколько на это намерены потратить средства. Нередко имея бумажный список покупок. Представители сектора retail food говорят, что сегодня подобное тоже наблюдается, хотя и не в таких масштабах. Пока сохраняется и значительный спрос на товары длительного хранения.
«За время войны несколько раз приходилось принимать меры для удовлетворения пиковых запросов на определенные категории товаров и продуктов. Благодаря мощной собственной логистической инфраструктуре и наличию товарных запасов в складских помещениях магазинов удалось не допустить дефицита и перебоев», – рассказывают в АТБ.
Ключевым вопросом для стабильного развития рынка остается налоговая нагрузка. Государство продолжает активно поддерживать предприятия из-за упрощенных систем налогообложения и налоговых льгот для агросектора, облегчающих условия ведения бизнеса. В то же время в 2024 году планируются налоговые реформы, которые могут оказать значительное влияние на структуру расходов и модели ведения бизнеса в секторе retail food.
Стандартная ставка НДС по Украине составляет 20%. Налог является одним из ключевых для рынка retail food, поскольку он влияет на конечную стоимость продукции для потребителей. Однако для некоторых категорий агропродукции применяется пониженная ставка НДС в 14%, действующая для поставок отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерновые культуры, масличные культуры). Такая льгота способствует удешевлению определенных базовых продуктов, что может снизить конечные затраты для потребителя.
Торговля остается одним из основных источников наполнения сводного государственного бюджета.
Интересно, что сумма налогов от торговых заведений выросла по сравнению с 2022 годом на 120%!
Топ налогоплательщики в ритейле
Food retail
АТБ
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 25,06 млрд грн
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 13,26 млрд грн
- Дата основания: 1993 год
- Количество работников на 01.07.24: 56 тыс.
О компании: АТБ является самым крупным работодателем отрасли розничной торговли. Сеть АТБ насчитывает 1226 супермаркетов в разных уголках Украины. В прошлом году компания отпраздновала 30-летие благотворительным марафоном, собрав донат для ВСУ на сумму 168 млн. грн. Общая сумма благотворительной помощи за время войны от АТБ украинским защитникам, медицинским учреждениям, пострадавшему гражданскому населению и т.п. уже составляет почти 2 млрд грн.
Fozzy Group
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 9,61 млрд. грн.
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: н.д.
- Дата основания: 1997 год
- Количество работников на 01.07.24: более 50 тыс.
Бизнес-интересы группы охватывают продуктовый и непродуктовый ритейл, производство продуктов, логистику, банковский, ресторанный, ИТ, туристический и другие бизнесы. Имеет более 600 торговых точек по всей территории страны и более 35 000 наименований товаров. В продуктовом ритейле широко представлена сетями супермаркетов "Сильпо", Fozzy Cash & Carry, "Фора" и продуктовыми магазинами "Thrash!".
VARUS
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 1,1 млрд. грн.
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 700 млн грн
- Дата основания: 2003 год
- Количество работников на 01.07.24: 7,5 тыс.
О компании: VARUS входит в ТОП-10 представителей продуктового ритейла Украины. Выручка компании в 2023 году выросла на 20,6% до 17,5 млрд грн. В то же время прибыль компании достигла 140,7 млн. грн. В сети насчитывается 109 супермаркетов в крупнейших городах Украины: Днепр, Киев, Кривой Рог, Запорожье и Одесса. Ежедневно в VARUS совершают покупки более 260 000 клиентов.
Косметика и средства ухода
ООО «РУШ» (сеть магазинов EVA и EVA.UA)
-
Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 3,16 млрд грн
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 2,07 млрд грн
- Дата основания: 2002
- Количество работников на 01.07.24: 14068
Сеть магазинов EVA – крупнейшая drogerie-сеть Украины, основанная в 2002 году в г. Днепре. Предлагает широкий ассортимент товаров декоративной косметики, товары по уходу за лицом и телом, бытовые товары. Сеть EVA насчитывает более 1080 торговых точек. Кроме того, компания развивает собственный интернет-магазин EVA.UA, который входит в перечень самых мощных украинских e-commerce-площадок. В 2024 году интернет магазин полноценно заработал как маркетплейс. Выручка ООО "РУШ", являющегося оператором сети EVA, за 2023 год составила 21 млрд грн. Операционная прибыль компании в отчетном году составила 3.1 млрд грн, чистая прибыль – 2.1 млрд грн.
Группа BROCARD
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 590 млн. грн.
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 378 млн грн
- Дата основания: 1997 год
- Количество работников на 01.07.24: 1520
О компании: Группа BROCARD – лидер парфюмерно-косметического рынка Украины, крупнейшая в стране парфюмерно-косметическая сеть в сегменте luxury. Имеет 66 физических магазинов, расположенных в крупнейших ТРЦ 22-х украинских городов, интернет-магазин и мобильное приложение успешно развивающихся BROCARD. Ассортимент – более 350 мировых премиальных марок, 46 украинских брендов. В программе лояльности зарегистрировано более 3 млн. клиентов. Общее обращение в 2023 году достигло 3,5 млрд грн. BROCARD – ответственный бизнес. Общая сумма помощи Силам обороны Украины составляет уже 215 млн. грн.
Non food retail
Эпицентр К
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 7,3 млрд грн
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 3,9 млрд грн
- Дата основания: 2003 год
- Количество работников на 01.07.23: 33,25 тыс.
О компании: Группа компаний и самый крупный непродуктовый ритейлер Украины. Обладает крупнейшей в Украине сетью торговых центров "Эпицентр" и онлайн-магазином Epicentrk.ua. Группа лидирует в сегменте розничной торговли товарами для дома и ремонта на рынке. Группа компаний также имеет активы в производстве товаров и аграрном секторе. Общий оборот за 2023 год составил 84,4 млрд грн.
COMFY
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 1,2 млрд. грн.
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 874 млн грн
- Дата основания: 2005 год
- Количество работников на 01.07.24: 4500
COMFY — одна из крупнейших сетей магазинов бытовой техники и электроники в Украине. По состоянию на июль 2024 года сеть Comfy насчитывала 104 магазина. COMFY является социально ответственной компанией – общий объем поддержки военных и волонтеров с начала полномасштабного вторжения превысил 140 миллионов гривен.
Фокстрот (ООО «ФТД-Ритейл»)
- Сумма всех налоговых платежей за 2023 год: 564 млн. грн.
- Сумма всех налоговых платежей за 6 мес. 2024: 431 млн грн
- Дата основания: 1994 год
- Количество работников на 01.07.23: 2500
О компании: Фокcтрот – одна из крупнейших сетей электроники и бытовой техники в Украине. 2023 стал для компании периодом возрождения и активного развития. Чистая прибыль за прошлый год составила 12,651 млн грн без НДС. За год сеть открыла 8 магазинов, превзойдя объявленные в начале года плановые показатели почти вдвое. В 2023 году количество городов, где представлены магазины сети, увеличилось с 63 до 67. Компания Фокстрот реализует собственные социальные проекты, а также приобщается к важным благотворительным инициативам. Общая сумма помощи Силам обороны Украины на конец 2023 г. составляла 20,5 млн. В настоящее время эта сумма уже составила 40 млн грн.
Non food наращивает присутствие
По данным исследования Ассоциации ритейлеров Украины, сектор непродовольственного ритейла по итогам первого полугодия 2024 года был представлен более 4 тыс. торговыми точками, что составило пятую часть магазинов всех сегментов ритейла в целом. Что важнее, non food демонстрирует одни из самых высоких показателей прироста! Собственно прирост количества магазинов непродуктовой розницы был вдвое больше, чем продовольственных магазинов за тот же период — 226 против 121.
Лидерами по концентрации non food ритейла остаются три ключевых региона: Киев, Днепр и Львов – всего 1586 точек или 40% общего числа магазинов. Харьков и Одесса также входят в пятерку регионов с большей концентрацией non food ритейла.
Разрастание сетей свидетельствует о возобновлении сегмента и увеличении спроса на бытовые приборы, гаджеты и электронику. В то же время весомую конкуренцию офлайн мередам составляет сегмент e-comerce представленный крупными марктплейсами.
Компания Promodo проанализировала, как менялась ниша электронной коммерции в течение января-июня 2024 года. По данным исследования, количество пользователей в сфере торговли техникой и электроникой в первом полугодии 2024 года выросло в среднем на 14%, однако по сравнению с показателями 2021 года — это все еще меньше на 5%. Это говорит о том, что рынок до сих пор не восстановился до уровня довоенных показателей. Эксперты считают, что восстановлению помешали перебои с электричеством в Украине и сверхбольшой спрос на электрооборудование. Традиционно онлайн очень чувственно реагирует на такие внешние факторы.
Впрочем, за 6 мес. В 2024 году в результате увеличения количества покупателей доход от онлайн торговли электроник вырос на 7,5% в долларах и на 10% в гривнах.
Фактически это свидетельствует о постепенном обновлении отрасли и ее способности выступать потенциально большим источником налогов для страны. И крупные торговые сети и маркетплейс подтверждают это на практике.
Прогноз 2025
Диджитализация и дальше будет максимально влиять на развитие сегмента розничной торговли. Автономные магазины (без кассиров) станут максимально актуальны для небольших торговых площадей. Умные кассы и мобильные приложения значительно сократят время закупки и будут увеличивать удовлетворенность клиента. Опыт работы с Big Data позволят аналитикам сетей лучше предвидеть спрос, управлять запасами и автоматизировать процессы ценообразования.
В 2025 году доля электронной коммерции в рознице значительно увеличится, расти сегмент быстрых доставок (quick commerce), что станет привычным явлением в крупных городах. Ритейлеры будут продолжать развивать направление омникальности. Объединения физического магазина, онлайн-платформы и мобильного приложения, кросс-канальная программа лояльности и персонализированные маркетинговые акции станут основой операционной работы.
Невзирая на инфляцию и неконтролируемые внешние причины, бизнес в онлайн понемногу стабилизируется. Наиболее стабильной остается ниша электроники.
Анна Гришина, директор по маркетингу сети магазинов EVA и EVA.UA, рассказывает, что сеть EVA на собственном примере видит, как растет вес онлайна. По ее словам это происходит не в последнюю очередь потому, что онлайн ритейлер может предложить гораздо большее разнообразие, ведь нет ограничения физической полки. Поэтому, например, EVA развивает сеть точек выдачи, работает над скоростью выполнения заказов.
Кроме того, 2025 может стать годом консолидации и новых форматов. Крупные ритейлеры на рынке будут поглощать мелкие сети и предлагать покупателям новые форматы розничной торговли.