- Категория
- Общество
- Дата публикации
Олег Крот: "Все, что делает для страны украинский и международный бизнес, знаковое и архиважное"
Холдинг TECHIIA развивается по многим технологическим направлениям. С февраля 2022 года компания принимает активное участие в реализации социальных и благотворительных проектов, направленных на помощь ВСУ и пострадавшим от войны. Олег Крот, управляющий партнер холдинга TECHIIA, рассказал о системе КСО, репутации Украины и будущих инициативах
Социальные коммуникации стали приоритетными для украинского бизнеса. Как правильно построить систему и интегрировать КСО в общую стратегию компании?
— Вопрос, как правильно, несколько ограничивает варианты и подходы. В социальных проектах TECHIIA мы всегда берем за основу простой принцип максимальной пользы для максимального количества людей. Мне кажется, не столь важна стратегия, сколько желание помогать и экспертиза в определенном направлении.
Например, я занимаюсь благотворительными проектами с юности, когда аббревиатуры КСО в Украине еще не существовало. Тогда непублично передавал помощь медицинским учреждениям, зная, что получить ее за счет государственных средств они если и смогут, то очень нескоро. Я взялся за это направление не потому, что так было правильно, а потому, что у меня вся семья врачи разных специальностей. Отсюда понимание проблем медицины и эмоциональная вовлеченность. Точно так кто-то выбрал в качестве проектов КСО опеку над приютами для животных, а кто-то — образование социально незащищенных людей.
Второй принцип — помогай там, где работаешь. Мы все взаимосвязаны. Хороший бизнес невозможно создать и вести без клиентов с достаточным уровнем комфорта и безопасности. Да, мы предоставляем продукты и услуги, но заботимся и о чем-то большем, общем, общественном.
Хорошо, если ваша КСО-политика основана на уникальной экспертизе вашей компании. Но в наше время, когда идет полномасштабная война с россией, это не столь важно. Надо все и везде.
Какие инструменты привлечения внимания к Украине на международной арене самые эффективные?
— Показать миру наше настоящее лицо. До недавнего времени Украину воспринимали только как постколониальную страну, которая сначала оталживает, а потом разворовывает деньги. Это следствие долгого пребывания за железным занавесом в отрыве от рыночной экономики и настоящей политики.
Нормальные граждане уже не ассоциируют себя с этим образом. Они видят Украину государством с огромным научно-техническим и производственным потенциалом, способным на быстрый экономический прорыв. Мы один из крупнейших рынков Европы, а по качеству некоторых государственных сервисов, ритейлу, обслуживанию, онлайн банкингу еще и самый развитый. Мир должен это увидеть и почувствовать так же, как сейчас восхищается успехами ВСУ.
Между тем еще много работы. Одна из главных задач — построить новые отношения с властью. Ее представители уже изменились за год вторжения, но они должны осознать, что двери к старым схемам и коррупции закрыты, зацементированы.
Как за этот год изменилась TECHIIA с точки зрения коммуникаций? Как работаете с корпоративным волонтерством?
— Коммуникации с бизнес-партнерами изменились в корне. Мы отказались работать с предпринимателями с позицией "только бизнес, ничего личного". Потому что все, что происходит в стране, — это очень личное. Поддерживаете Украину и стремление нашего народа к свободе? Можем работать. Нет? Простите.
К счастью, с подавляющим большинством мы совпали по ценностям. Единицы отпали, и я рад, что они показали подлинную сущность сразу после начала вторжения.
В общем, коммуникация осталась прежней. Мы и до 24 февраля реализовывали КСО-проекты, рассказывали о них. Сейчас просто активности больше и, соответственно, месседжей.
За корпоративное волонтерство отвечает ОО "Фундация Течия". В ней работает мощная команда внутренних волонтеров из числа сотрудников. Все наши успешные проекты — это их труд параллельно с выполнением бизнес-задач и вместо них. Благодаря этой команде TECHIIA, например, в считанные дни поставила на рельсы помощь украинским защитникам и сохранила все другие благотворительные программы.
Как выбираете социальные проекты? В какие направления инвестируете больше всего?
— Критерии предельно просты — охват, перспективность и эффективность. Поэтому мы сосредоточились на системах здравоохранения и образования, а с февраля — на поддержке свободы Украины.
Здесь важно, как именно распределять денежные средства. Мы не даем деньги на точечное лечение, а передаем современное оборудование больницам — их уже 19 — по стране, финансируем центр инклюзии и коррекции "Ева". Почему? Потому что они смогут масштабировать пользу прямо здесь, на месте. Не отправляем учиться за границу, а развиваем учебные программы, делимся экспертизой прямо здесь. Например, на курсе «Режиссура анимационного фильма» от WePlay Esports и Киевского национального университета им. И. К. Карпенко-Карого.
Помните выражение "Дав человеку рыбу, накормишь его лишь раз. Научи ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь"? Вот его мы постоянно и держим в голове.
"Поддержка свободы Украины" — глобальная инициатива компании. Что уже удалось сделать и какие проекты на этапе реализации?
— Удалось сделать многое, но, к сожалению, я не обо всем могу говорить. О чем-то расскажу только после победы, и то не сразу. Сейчас отмечу, что в целом "Фундация Течия" передала Силам обороны Украины снаряжение, аптечки, амуниции, беспилотников, автомобилей более чем на $21 млн. Из своих собственных средств, которые забрал в виде дивидендов из разных бизнесов, я приобрел необходимое для защитников на еще почти $40 млн.
Мы выстроили полную цепочку помощи. Знаем, где нужно, знаем, где взять выгодно, знаем, как доставить.
Несмотря на войну, продолжаем проекты в направлениях медицины и образования. Но помощь защитникам, конечно, несоизмеримо больше.
Учитывая реалии последних месяцев, расширяем идеи. "Фундация Течия" готовит благотворительные программы для помощи в сферах детского протезирования и обеспечения наших военных современными протезами верхних и нижних конечностей. Также в планах обеспечение медицинской помощью населения на деоккупированных территориях и поддержка общин во время отопительного сезона.
Кроме того, рассматриваем возможное участие в реконструкции разрушенных больниц на освобожденных территориях. В такое время работы хватит на всех.
В этом году было создано немало корпоративных благотворительных фондов. Расскажите на своем примере, как организовать работу БФ максимально эффективно и выбрать правильную стратегию?
На мой взгляд, ошибка в запуске благотворительного фонда может заключаться в неправильном понимании принципов, по которым работают такие структуры. Для меня это проект, у которого есть четкая стратегия, цели и команда. Он не дает прибыль, но должен быть эффективным для общества.
Если относиться к этому по-другому, благотворительность закончится после нескольких акций. А ее нужно превратить в процесс, развитию которого необходимо уделять внимание.
На старте следует четко осознавать потребности общества. В процессе — оперативно реагировать на изменения ситуации. Возьмем, например, фонд, который занимается онкобольными детьми. После вторжения россии многие такие дети выехали на лечение за границу. Учитывая новые обстоятельства, возможно есть смысл временно переключиться на решение других вопросов. Например, поддержка детей, у которых один или оба родителя погибли на войне.
Какие социальные проекты являются для вас знаковыми? Может быть, международные кейсы?
— У меня одно слово — все. Особенно сейчас. Все, что делает для страны украинский и международный бизнес, знаковое и архиважное. Без преувеличения.
Мне приятно видеть сдвиг парадигмы. Люди, которые исповедовали принцип "Единственное, что должен делать бизнес, это зарабатывать деньги", уходят в прошлое. Не потому, что кто-то в Европе или США сказал, что иначе невозможно динамично развивать компанию и работать с крупными международными партнерами. А потому, что это естественное состояние в тех обстоятельствах, в которых мы находимся. Оно останется и после победы. И это наше самое ценное достояние.