- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Что я, страна и производители поняли за три года с начала эксперимента
Помню, как в феврале 2013 года после первых записей в блоге, многие мои коллеги по pr-цеху, писали в "личку": "Молодец, хорошо придумала новый бизнес замутить". Убеждать людей, что у меня вообще-то другие цели, не было никакого смысла. И я нырнула в тему украинских производителей, которая до того момента если и поднималась, то исключительно в неудачных предвыборных плакатах мелких правых партий.
И мой редактор Катя Венжик, и моя подруга Ирэна Карпа, убеждены, что я обладаю абсолютной интуицией, которая и помогает мне предугадывать тренды задолго до их появления. В истории с украинскими товарами де-факто — диктовать. Я же убеждена, что у каждого из нас есть миссия, и в конкретный исторический момент в конкретной стране у меня была такая. И правда в том, что начинала я свой эксперимент с одной важной личной целью — вернуться в экономическую журналистику. А получилось, что по дороге пришлось немного заняться структурированием отрасли экономики))
Но в начале 2013 года запрос общества на "хоть что-то, чем можно гордиться" был настолько сильный, что у проекта "В поисках made in Ukraine" моментально появились тысячи поклонников и последователей. Люди, которым, как и мне, очень хотелось гордиться страной, с интересом открывали для себя украинские бренды, пробовали нетипичные для региона деликатесы, а иногда просто узнавали новое буквально о своих соседях. Это была фан, веселье отдельной группы людей, которые понимали важность малого и среднего бизнеса для страны. И еще я отдельно хотела бы поблагодарить своих коллег из прессы и ТВ, которые поддержали меня в мой первый год. Да, было ново, остро, любопытно, тяжело и очень важно. Хотя мне тогда было просто очень интересно.
В 2014, в разгар событий на Майдане, я закончила свой эксперимент. События не располагали к тому, чтобы закончить его громко и с пресс-конференцией, поэтому мы скромно опубликовали итоговый пост с принципиально новыми для украинской легкой промышленности фотографиями. Таким образом показав, что отечественное — не просто можно носить и использовать, но при минимальных усилиях красиво подавать и рекламировать.
А страна тем временем отказывалась от российского в пользу своего. Сначала был бойкот российских товаров, потом появилось неудержимое желание иметь собственную айдентику и поддерживать в тяжелое время "своих". Стартапы по пошиву свитшотов-футболок росли как грибы. На организованных нами фестивалях было такое количество людей, что продавцы и собственники представленных марок теряли голоса уже к середине первого дня. В открытом мной магазине товары забирали еще с коробок, мы не успевали выставлять их на полки. А еще я до сих пор горжусь тем, что тогда, в 2014, уговорила Венжик провести принципиально новый маркет, без всех этих ужасных пластиковых стендов и виниловых баннеров.
2015 год стал годом проб, восторгов и разочарований. И это нормально, как мне кажется. Потребитель все еще очень хотел покупать свое, украинское. Но также он хотел знать, что у своего цена будет хоть чуть-чуть меньше, а качество — хоть чуть-чуть выше. К концу года, когда кризис "догнал" всех, мало кто готов был платить последние деньги за качество, в котором не уверен. Хотя, как показали фестивали, спрос по-прежнему был выше предложений от производителей.
В прошлом году производители очень сильно разделились на две большие группы. Были те, кто понимал, что волна экономического патриотизма не вечна, но она — уникальный шанс показать себя. Они нанимали маркетологов, снимали рекламу, делали "прозападные" инстаграммы, меняли названия-этикетки, открывали шоу-румы, договаривались с магазинами и работали-работали-работали, представляя конкурентом не "дядю Ваню из соседского киоска", а условные "Зару" и "Гаранье".
Но по-прежнему у нас есть группа предпринимателей, которые убеждены, что "мне все должны", которые продолжают выходить на ярмарки с прошлогодним ассортиментом и ломаными плечиками, нанимать унылых продавцов и при первой возможности бить себя в грудь с криками "я же национальный товаропроизводитель, вы должны меня защищать". Вот только я не могу понять, откуда у них, тридцатилетних, всего за год появилась риторика заседаний УСПП двадцатилетней давности?!
За три года у меня на глазах произошли колоссальные изменения. Мы научились не стесняться сделанного в Украине, мы попробовали многое и остановили свой выбор на том, что действительно нравится, самые сообразительные запустили стартапы (больше всего швейных и варений), появились фестивали-маркеты-подражатели, улучшилась реклама, сервис, сайты, доставки, появилась масса информации. Найти украинское — больше не проблема.
Что будет дальше? Все просто — кризис и рынок все расставят по своим местам. И как я неоднократно говорила, выживут только адекватные, те, кто вышел на рынок с долгосрочной стратегией и бизнес-планом, готов улучшать качество и технологичность изделий и при этом держать конкурентную цену, кто готов работать с сервисом и маркетингом и превращаться из стартапа в бизнес. Именно превращение в бизнес с правилами, без панибратства и обид, без "авось" и "вы нас обязаны поддержать" поможет выжить тем, кого мы так тщательно изучали эти три года.
Лично я объявляю 2016 год — годом введения цивилизованных стандартов в отношениях с украинскими производителями. Мне важно, чтобы все, с кем мы работаем, были правильно зарегистрированы, имели названия, правильные этикетки со всей необходимой информацией, не пугались договоров… Сама я займусь систематизацией всей той информации, которая накопилась за последние три года. Ну и, конечно же, буду и дальше улучшать фестиваль, который в данный момент выполняет функцию переездного универмага, где можно купить абсолютно все made in Ukraine.
Еще точно могу сказать, что в 2016 малому и среднему бизнесу придется выйти из подвальчиков и подворотен, и научиться договариваться с фабриками и производствами для серийного запуска продукции. Это касается и платьев, и банок с вареньями-соусами.
И еще точно могу сказать вот что. Если вы чувствуете в себе силы и видите нишу, действуйте, не бойтесь. Как показал опыт тех 4000 предпринимателей, которых я встретила за последние три года, чаще всего — получится, если очень захотеть. А рынок у нас большой, места еще много!