НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Хватит жечь: Почему Шотландия отказалась от последней угольной электростанции

На прошлой неделе в Шотландии была остановлена последняя угольная электростанция. Re:Mines разбирался, почему это произошло и как эта часть островного королевства будет обеспечивать себя электроэнергией

В конце прошлого года Англия закрыла последнюю угольную шахту. Две недели назад соседняя с ней Шотландия пошла еще дальше — отключила последнюю крупную угольную электростанцию. Шотландии больше незачем добывать или экспортировать уголь. Она вышла на финишную прямую по стопроцентному замещению ископаемых источников энергии возобновляемыми.

Почти полвека одна из крупнейших угольных электростанций Европы, Longannet, обеспечивала энергией часть Шотландии. В конце марта 2016-го журналисты страны получили отличный исторический кадр: сотрудник электростанции, отключающий питание ее последнего функционировавшего генератора.

Производственная мощность Longannet составляла 2,4 мегаватта. Тем не менее, это обстоятельство никак не повлияло на решение о закрытии. Избавиться от последней действующей угольной электростанции региона пришлось по нескольким причинам.

Уголь без контрактов

Во-первых, по чисто экономическим. Связка "старые производственные мощности, увеличившиеся расходы на транспортировку энергии, регулярное повышение налогов на выбросы углеродов" сыграла свою роль. Longannet становилось все сложнее приносить прибыль. Еще пять лет назад компания ScottishPower, владеющая этой угольной электростанцией, прогнозировала, что с серьезными трудностями Longannet может столкнуться к 2020 году — если до этого времени не изменится налоговая политика и условия на рынке.

После того, как в 2015-м ScottishPower заплатили почти 190 млн евро налогов на выбросы углеродов в атмосферу, компания сделала еще два заявления. Первое о том, что из-за очередного увеличения налоговой нагрузки (предпоследнее повышение налогов обошлось ScottishPower в 75 млн евро) и прочих трат, стоимость мегаватта в час энергии, произведенной из угля, по подсчетам компании выросла на 89%. Второе — руководство бренда уже не уверенно, что Longannet дотянет до 2020-го.

Последним аргументом за закрытие электростанции стал сорванный важный для компании контракт с британской сетью передачи электроэнергии National Grid. Вместо Longannet они в последний момент заключили сделку с одной из газовых электростанций. После этого представитель ScottishPower заявил, что последняя угольная электростанция Шотландии имеет славную историю, долгое время была влиятельным участником энергетического процесса страны (два миллиона домов обеспечивались электроэнергией именно благодаря работе Longannet), но к 2016-му году дела обстоят так, что, похоже, Шотландии больше не нужна энергия из угля. Следом руководство электростанции собрало журналистов и в присутствии камер отключило Longannet от сети.

Источник: @polmaise34

Пост-индустриальный авангард

Вторая причина закрытия Longannet — экологическая. Электростанция сжигала в год 4,5 млн тонн угля (при КПД 40%). Стабильно находилась в первых десятках рейтингов "самые вредные предприятия Европы" (21 место в рейтинге Europe's Dirty 30). В самой Шотландии она производила пятую часть всех вредных выбросов в атмосферу, ведущих к изменению климата.

Одна из важных программ правительства Шотландии: к 2020 году полностью перейти на возобновляемые источники энергии. Причем в случае этой страны, цель не выглядит фантастической. В 2000 году доля возобновляемых источников энергии в энергосистеме Шотландии составляла 10%. К 2014-му — выросла почти до 50%. Сейчас одни только ветряные электростанции страны в квартал производят более 4 гигаватт*час энергии. Всего же на долю Шотландии приходится треть мощностей всей британской сети возобновляемых источников энергии.

В 2025 году в Соединенном Королевстве не должно остаться ни одной угольной электростанции. Шотландия справилась с этой задачей на девять лет раньше. Пару веков назад паровые машины шотландского инженера Джеймса Уатта (в честь которого названа единица измерения энергии) в разы упростили жизнь работникам металлургических и горнодобывающих предприятий. После этого добыча полезных ископаемых была поставлена на поток, началась индустриальная революция. Символично, что в пост-индустриальной парадигме Европы авангардом в деле экологичной энергии также стала Шотландия. Словом, у Longnnet, в общем-то, не было шансов.

Источник: @polmaise34

Процесс замещения

Этой весной правительство Китая заявило, что приостанавливает строительство новых угольных электростанций. США объявили, что и вовсе собираются закрыть 232 угольные ТЭС. Причина, опять же — ужесточившиеся налоги на выбросы в атмосферу углерода. К 2020-му производство энергии угольными электростанциями в США сократится минимум на 60 гигаватт (сейчас она равняется 310 гигаваттам).

Американским угольным электростанциям предлагается либо в очередной раз обновить технологическую часть производств, либо придется закрыться. Но и обновление технологий не гарантирует процветания — проблемы у шотландской Longannet, по признаниям ее менеджеров, начались еще в 1985 году. До 2016 года она дотянула лишь благодаря технологической гонке с экологическим лобби страны.

Швейцарский финансовый конгломерат UBS предоставил аналитику, в которой спрогнозировал, что закрытие европейских угольных электростанций в ближайшие годы ускорится — это станет основной тактикой этих предприятий, чтобы избежать банкротства. За пять последних лет, сообщает UBS, Европа закрыла угольных ТЭС общей мощностью в 70 гигаватт. А половина из оставшихся (260 гигаватт) — сейчас работают в убыток.

С другой стороны, сообщает ENTSO-S, — объединение европейских операторов передачи энергии. — в Европе просто происходит процесс замещения. Сейчас треть всей европейской энергии уже вырабатывается из возобновляемых источников, а их совокупная мощность, если они станут работать на полную, вполне может взять отметку и в 42%. Прогноз на следующие десять лет — возобновляемые источники займут 60% энергетического рынка Европы.

Словом, компаниям, владеющим угольными электростанциями, в ближайшие годы придется туго. Но они могут остаться на рынке. Кейс той же ScottishPower тут вполне может послужить примером. Компания закрыла крупную угольную электростанцию и в этом сегменте отрасли проиграла. Но зато выиграла в другом — возобновляемые источники энергии, в которые решил вложиться бренд, в прошлом году принесли ScottishPower прибыль в 231 млн евро, показав 49% рост.