Как начать зарабатывать на изготовлении керамики: опыт Марии Поляруш

Мария Поляруш, успешный иллюстратор в прошлом, уже три года занимается изготовлением керамических изделий. delo.ua узнало, сколько стартовых инвестиций нужно для такого бизнеса, что может пойти не так и зачем керамисту стоматологические инструменты

Как у вас возникла идея заниматься керамикой?

Впервые я попробовала работать с глиной, когда училась на факультете декоративно-прикладного искусства КИСИ. Мне понравилось, но мои эксперименты не очень оценили преподаватели. Потом я долго работала иллюстратором для игровых компаний. На работе познакомилась с девушкой, которая пришла к нам из керамической мастерской. Она дала мне контакт и так я и попала в мастерскую скульптора Олега Резникова.

Это было недалеко от места, где я жила, и я часто приходила к мастеру, спрашивала, как можно сделать то, что я придумала. Он очень помог мне: охотно делился знаниями, подсказывал, как воплотить мои идеи в жизнь. Постепенно я начала понимать особенности технологии, у меня появились первые заказы. Чтобы не создавать неудобств остальным керамистам, которые работали в мастерской Олега, отец помог мне купить собственную печку, которую я установила там же. Она стоила около 300 долларов, но по сути это была основа без нагревательных спиралей и подключения к фазам, мы доделали ее самостоятельно.

Не страшно ли было уходить с хорошо оплачиваемой работы иллюстратора в неизвестную вам сферу?

Честно говоря, я не планировала уходить, все получилось спонтанно. Сначала я просто занималась керамикой как хобби. Мне интересно было пробовать, делать посуду так, как мне хотелось. Но постепенно это увлечение переросло в занятие жизни.

Что послужило толчком для поиска собственной мастерской?

В мастерской Олега я работала около года. Но это было не очень удобно, потому что часть работы я делала дома. Печка стояла в мастерской, а жила я вроде и близко, но эти пару километров нужно было пройти с тяжелыми заготовками на обжиг. А до обжига изделия очень хрупкие, легко ломаются. Пока заказов был немного, я справлялась. Когда я стала больше времени посвящать керамике, то поняла, что что-то нужно менять. Работая дома, я не могла сделать оптовую закупку материала — не было места для хранения. И к тому же когда лепишь много изделий, то вся квартира в глине, а это неудобно.

Какие стартовые инвестиции вам понадобились?

Основное затраты — это печка и материалы. Сейчас печка, которая будет нормально работать, стоит примерно 1000 евро. Есть и дороже, конечно. Важно учитывать, что в квартиру ее нельзя поставить, нужно место, где в розетке 380 вольт. И, конечно, счет за электроэнергию приходит очень большой.

У меня был отличный старт — я начинала в чужой студии, где уже была печка, все было готово, и я занималась только творчеством. Первую свою печку я там и оставила.

Когда я нашла помещение для собственной мастерской, заказала новую, она стоила около $800, но была не слишком удачной, хоть мне ее и делали на заказ. Сейчас в этой мастерской работаем я и еще два керамиста. У нас несколько печей разной формы и это очень удобно — можно более рационально распределять изделия для обжига. Арендная плата за мастерскую — 6000 грн, мы делим ее между собой.

Для печи еще понадобятся карборундовые плиты (их стоимость от 700 грн), которые ставятся между изделиями, чтобы печь была заполнена полностью. Это позволяет тратить меньше электроэнергии и ускорить процесс изготовления.

Если говорить о ценах на материалы, то, конечно, все зависит от качества, и того, что именно вам нужно. Например, брикет глины (около 30 кг) стоит от 120 грн и выше. Мы закупаем по полтонны сразу, так выгодней. Глазурь стоит от 2000 грн за 25 кг. Пигменты — от 200 грн за 100 гр. Но нужно понимать, что для красивых эффектов нужно много разных глазурей, иногда золото (я использую его для акцентов, его стоимость — от 200 грн за 1 гр). Глину я покупаю нашу, которую производит завод в Славянске, глазури, в основном немецкого производства.

Если вы собираетесь работать с пульверизатором для покрытия изделия глазурью — компрессор для него стоит около 4 тыс. грн, плюс нужно купить респиратор. Также нужно учитывать счета за электроэнергию, у нас еще добавляется счет за дрова зимой (для отопления мастерской мы используем обычную печку). Важно, чтобы в мастерской был мощный кондиционер. Тот, что сейчас установлен у нас, стоил 4600, но его хватает на 60 кв. м.

Инструменты можно купить на AliExpress, отлично подходят стоматологические инструменты, скальпели. А заготовки для фактур легко сделать самому — слепить фактурную пластинку, надавливать на глину и получать отпечатки. Я собираю кораллы, например, и другие интересные фактурные штуки. Еще часто берут вязаные салфетки для отпечатков.

Как вы знакомили людей с вашими изделиями?

Первыми клиентами были знакомые и друзья. Но я старалась делать много красивых фото и регулярно выкладывать в соцсети. А потом моя бывшая одногрупница кинула мне объявление, что в один магазин нужен мастер-керамист. Она же познакомила меня с журналом "Салон", и там напечатали статью обо мне. Это был первый серьезный пиар.

Мне кажется, что самое главное — это постоянная работа. Для пиара и ведения соцсетей тоже нужно очень много времени, но оно того стоит. Чтобы жить за счет керамики нужно уметь продавать.

Сейчас очень хорошо работает сарафанное радио. А на выставки я не хожу, потому что у меня быстро раскупают товар, и мне просто не с чем идти.

Вы работаете одна или у вас есть команда?

Обычно я работаю сама. Но, если нужно выполнить большой заказ — нанимаю помощников, у меня есть несколько проверенных работников, которым удобен такой формат сотрудничества.

Сотрудничаете ли вы с магазинами?

Сейчас — да. Но хочется поработать над открытием собственного шоу-рума в мастерской, где посетители смогут смотреть мои работы. Если все получится — то будет только он.

Какой заказ был знаковый для вас?

Сложно сказать. Знаковыми становятся те заказы, когда у тебя есть четкий дедлайн, а все идет не так, что-то ломается, что-то обжигается с браком. И ты вкладываешь колоссальные усилия, чтобы успеть. И если все выходит — этот заказ очень запоминается. Может печка глюкануть, например, на секунду пропал свет, и она отключилась. А обжиг длится сутки.

Материал может закончиться, а поставка следующая через месяц... В 2015 были перебои с глиной, потому что стал завод в Славянске.

Расскажите, пожалуйста про процесс производства?

Когда я слепила предмет, он должен высохнуть. Потом я ставлю его в печку на 800 градусов, и изделие становиться готовым для глазурования. Далее покрываю глазурью и запекаю, процесс длится около суток.

Чтобы покрыть изделие глазурью, ее нужно развести пигментом или водой. Покрывать можно из пульверизатора (тогда нужно работать в респираторе, потому что частички глазури могут попасть в легкие) или вручную, кисточкой, либо окунать, в зависимости от того, какой эффект вам нужен. Важно помнить, что глазури есть пищевые и не пищевые. Если внутри чашки не пищевая глазурь, то под воздействием кипятка выделяются тяжелые металлы, которые вредные для здоровья. Есть глазури без тяжелых металлов, вот их и можно использовать для посуды.

Какие нюансы важно учитывать при работе с глиной?

Важно, чтобы в изделии не было воздуха. Если есть пузырьки воздуха, во время нагревания в печи изделие взрывается. Очень часто отпадают ручки или ножки, если пузырек воздуха попал при лепке. Нельзя ставить влажные предметы, они тоже будут взрываться.

Для серийных предметов можно использовать литье — мы заливаем глину в специальные гипсовые формы и получаем готовую базу для изделия.

Сколько примерно изделий можно сделать в месяц?

Все очень зависит от сложности и размера изделий. И от того, сколько времени я готова посвятить керамике. Но ответить сложно, потому что вот, например, есть заказ, еще с февраля — 30 чашек и 15 тарелок. А мне присылают некачественный материал, и на всех чашках брак. Поэтому все приходится переделывать, и в итоге я только сейчас отправляю этот заказ. Конечно, параллельно у меня еще были другие заказы и мастер-классы, поэтому так затянулось. Но всегда нужно закладывать хотя бы полмесяца на форс-мажор.

В среднем можно сделать единиц 40 посуды, но нужно так работать, чтобы не выгореть. Я иногда беру слишком много, потому что интересно попробовать все.

Вы часто проводите мастер-классы. Это занятие для души или выгодно финансово?

В первую очередь для души. Я вижу, что занятия приносят людям позитивные эмоции, дают возможность попробовать самостоятельно создать подобную красоту. Ученики — мое вдохновение. Часто во время мастер-классов появляются новые идеи, когда смотрю, как люди делают что-то абсолютно по-другому, не так как я. Иногда бывает и так, что клиенты становятся моими друзьями.

Также мастер-классы — отличная реклама, и участники сразу могут посмотреть вживую работы, которые есть в мастерской. Но, конечно, проведение уроков — это и психологическая нагрузка, так как к каждому человеку нужен индивидуальный подход, поэтому важно делать перерывы, чтобы не выгореть.

Сотрудничаете ли вы с другими мастерами, участвуете ли в коллаборациях?

На первоначальном этапе я задумывалась про сотрудничество с другими хенд-мейдерами, были идеи про ручное мыло. Но потом я передумала: мыльницы стоят не очень дорого, а делать их нужно будет много. Но это хороший вариант для тех, кто только-только начинает, чтобы общаться с другими, чтобы больше мелькало имя. Сейчас я ориентируюсь на коллаборации, например, с дизайнерами одежды (мы делаем глиняные модели для изготовления деталей рюкзаков) или с галереями, которые от своего имени проводят твои мастер-классы.

Какие есть варианты для роста в вашей профессии?

Есть очень много возможностей, главное, понимать, что вы хотите получить. Можно делать мастер-классы по определенной тематике или даже курсы. Работа с глиной — это, по-сути, медитация. Можно использовать ее для мастер-классов по арт-терапии.

А еще можно ездить за границу и выставлять свои работы на какой-нибудь выставке.

В ноябре я, например, планирую поездку в США: познакомилась с галеристами, которые подсказали, где есть возможность показать свои изделия. Хочу попробовать сделать что-то, что будет произведением искусства, возможно, буду развивать дальше эту идею. Главное — найти то, что нравится и понять, как это подать покупателям.

Какие у вас планы на будущее?

Я хочу выйти на зарубежный рынок: попробовать работать с США, в галереях. А также больше времени уделять продажам на иностранных площадках, например Этси. И в ближайшее время планирую оборудовать собственный шоу-рум в мастерской.