НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,57

41,52

EUR

44,10

43,87

Как построить бизнес на головоломках — опыт компании "Точка сборки"

Сергей Таргоня, основатель компании "Точка сборки"
Сергей Таргоня, основатель компании "Точка сборки"
Сергей Таргоня, основатель компании "Точка сборки" уверен, что головоломки интересны не только детям, но и взрослым. О том, как заработать на игрушках, и почему выгодно сотрудничать с украинскими подрядчиками, Сергей рассказал Delo.UA
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Как все начиналось

С детства я был неравнодушен ко всевозможным головоломкам, конструкторам и задачам, однако высшее образование получил по специальности эколога в Киево-Могилянской академии. После завершения университета я решил изменить сферу и подался в журналистику, а со временем перешел в PR.

Потом произошел крутой поворот в моей жизни: я сменил место жительства. Осенью 2009 года перебрался из Киева в Москву и стал "работать" уличным музыкантом. Время от времени организовывал ярмарки хенд-мейда и выставки молодых дизайнеров. Это и был мой первый предпринимательский опыт.

Через некоторое время, летом 2010 года, я снова наведался в Киев. Прогуливаясь по Андреевскому спуску, я увидел точку с деревянными и металлическими головоломками.

Мне очень понравилась идея для бизнеса — продавать головоломки. И я решил ее опробовать.

Как раз собирался на все лето в Крым, там и решил стартовать. Одолжил у дяди $500, купил оптовую партию головоломок и поехал в Крым.

Я перепродавал конструкторы со 100% наценкой на различных фестивалях по Крыму. Продажи шли не очень. Поэтому я решил снять небольшую торговую точку в Коктебеле в период Koktebel Jazz Festival. Шаг оправдал себя — продажи выросли на порядок. По итогу, я отбил вложенные деньги, отдал долг дяде и даже немного заработал.

Недолго думая, осенью я решил повторить успех в Москве. Бизнес-модель была такая же, как и в Крыму. Закупил партию деревянных, металлических и пластиковых головоломок украинского, российского и китайского производств и перепродавал их. Наценку поставил в 200%, так как покупательская способность в Москве выше, чем в Крыму. Сначала продавал головоломки на различных ярмарках и фестивалях. В декабре 2010 договорился об аренде 2 кв.м в местном ТЦ. Продажи шли на ура, а головоломки производили wow-эффект. Но мне захотелось большего. Поэтому решил вернуться в Киев и открыть бизнес в Украине. Решение стало для меня судьбоносным.

Новый поворот

Вернувшись в Украину, я решил найти новых поставщиков головоломок. Меня не устраивало качество и упаковка изделий, которые я продавал в Крыму и Москве. Большая часть из них была дешевой подделкой оригинальных головоломок.

Со временем я нашел новых поставщиков — производителей игрушек из Чернигова и Днепра, которые работали с украинской древесиной и делали товары хорошего качества. С ними сотрудничаю и по сей день.

При этом я не отказался от импортных товаров, просто заменил китайских производителей на японских и европейских.  

Еще я понял, что пора переходить на новый уровень — масштабировать бизнес и нанимать сотрудников. Первые точки по продаже в 2012 году появились в Крыму — в Феодосии, Коктебеле и Судаке. Я вложил в их открытие около $10 тыс., которые пошли на закупку товара, аренду точек и зарплату продавцам. Просуществовали они, к сожалению, недолго, — до оккупации Крыма в 2013 года.

Кроме крымских точек в декабре 2012 году я открыл "островок" в киевском ТЦ "Пирамида". Назвал магазинчик "Точка сборки". К оформлению подошел серьезно — заказал стеллажи, продумал размещение товара на полках, а также закупил широкий ассортимент головоломок. Вложения в "островок" составили $1,5 тыс.

Гости ТЦ охотно раскупали головоломки на подарки ко Дню Святого Николая и Новому году. По итогам первого месяца мы распродали большую часть товара и вышли в прибыль.

Со временем нам удалось увеличить точку в ТЦ до 4 кв.м, а потом перебраться на первый этаж и взять в аренду уже 5 кв.м.

Параллельно мы открывали и другие магазины по Киеву. В частности, магазин в ТЦ "Метроград" просуществовал с 2015 по 2016 год. На его открытие было потрачено $3 тыс. С 2016 по 2017 года существовал магазин в ТРЦ "Глобус", в него мы вложили $4 тыс. Но нам пришлось закрыть эти точки.

Крутые повороты

В 2013 году ко мне присоединился мой университетский друг Антон Рутковский. На момент открытия "Точка сборки" он занимался интернет-разработками. Бизнес-идея ему понравилась, потому что в отличие от кода, к головоломкам можно прикоснуться и покрутить их в руках.

Он предложил партнерство, и выкупил у меня 50%-ную долю в компании. На тот момент мы ее оценили в $4 тыс. Антон взял на себя систематизацию бизнеса и частично маркетинг.

Задумались мы и над собственным производством. В первую очередь для того, чтобы уменьшить долю импорта, которая на тот момент составляла 90%. Нас это категорично не устраивало, ведь производить головоломки в Украине куда дешевле, чем везти их из-за границы. А если вспомнить, насколько сильно в 2013-2014 годах гривна девальвировала и упала покупательская способность, открытие собственного производства было как никогда кстати.

Как только мы начали работать над открытием производства, к команде присоединился Денис Милосердов. Его хобби — разрабатывать головоломки. Мы познакомились, когда он пришел ко мне со своими игрушками на продажу, и решили работать вместе.  

С легкой руки Дениса мы арендовали и оборудовали производственное помещение в Киеве. Инвестиции составили около $2,5 тыс. Так появилось собственное производство под брендом "Точка сборки", где украинская древесина превращается в головоломки. Сырье мы брали на лесопилках и фанерных заводах. В месяц могли выпустить до 300 единиц товара.

Через время к нам пришло понимание, что все-таки эффективнее сотрудничать с подрядчиками, чем делать все самостоятельно. Ведь подрядчики за счет объема могут производить игрушки по меньшей себестоимости.

Поэтому в 2016 году мы закрыли свое производство.  

Теперь мы живем так

После закрытия своей мастерской, мы укрепили сотрудничество с украинскими производителями игрушек из Чернигова и Днепра. Портфель расширился и за счет других компаний . Работа с подрядчиками была построена следующим образом: мы предоставляем макет с параметрами и размерами головоломки или конструктора, а они делают первый образец. Если все корректно, то запускается в производство партия.

Одна партия может составлять от 5 до 10 тыс. единиц. Себестоимость игрушки получается от 25 до 250 грн. Отмечу, что эти товары продаются под нашим брендом "Точка сборки", поскольку именно мы их разрабатываем.

Благодаря переходу на аутсорсинг с украинскими компаниями нам удалось сократить долю импорта с 90% до 80%, чему я очень рад.

В кризис у нас появились оптовые заказы. На данный момент мы сотрудничаем не с одним десятком магазинов по всей Украине. Среди них — "Штуки", "Маленький Сократ", "Знайка", "Мосигра", "Комод", "Кубик", "Игромаг", "Граю Я", "Экспериментаниум", "Ход конем" и другие.

Появились также корпоративные заказы, которые поступают от крупных компаний. Чаще всего обращаются в канун Нового года. Заказывают брендированные головоломки. Обычно наше сотрудничество длится от 1 до 12 месяцев в зависимости от сложности выполнения заказа и партии. Нашими клиентами стали такие компании, как "Нова Пошта", Deloitte, разработчик программного обеспечения DataArt и многие другие.

Подводя итоги, скажу, что по итогам 2017 года компании удалось увеличить оборот в 10 раз по сравнению со стартом.

Новый старт

В 2017 году мы с Антоном завершили наше партнерство, и я выкупил у него его часть компании. Так что на сегодня всем управлением в компании занимаюсь я один.

Кроме того, было принято решение о закрытия магазина в ТЦ "Пирамида" — он перестанет существовать уже в скором времени. Вместо него до конца года появится интернет-магазин в новом формате.  

В этом году также планируется открытие большого магазина с большой игровой зоной. Также есть идея нарастить долю корпоративных заказов и распределить их на протяжении всего года, потому что направление прибыльное и интересное, а выполнить все заказы перед Новым годом сложно.