НБУ курс:

USD

41,28

+0,10

EUR

45,55

+0,52

Наличный курс:

USD

41,30

41,17

EUR

46,14

45,86

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Как зарабатывать на верхней одежде — опыт украинского бренда Trempel

Как зарабатывать на верхней одежде — опыт украинского бренда Trempel
Основательницы бренда — о том, как построить успешный бизнес в условиях высокой конкуренции
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Анастасия Меркотан и Ирина Синицкая, создательницы украинского бренда пальто Trempel, рассказали о своем опыте партнерства, непростом сотрудничестве со швейными цехами и о том, как преуспеть, делая то, что делают многие.

Пальто начинается с тремпеля

В августе 2015 года Настя, Ира и Илона, три подруги-сотрудницы крупной маркетинговой компании решили основать небольшой бренд и стали шить верхнюю одежду — пальто и куртки. Толчком к старту послужила банальная личная проблема — девушки не могли найти себе верхнюю одежду по вкусу, поэтому решили сами создать "идеальное" пальто. Кроме того, идея собственного дела давно занимала подруг, и они решили, что подходящее время пришло.

В нашей стране даже климат способствует развитию подобного бизнеса — украинки носят пальто почти 9 месяцев в году, покупая одну вещь фактически на три сезона, поэтому верхняя одежда — высокомаржинальный продукт, на который люди готовы тратить больше денег. Около месяца ушло на "прощание" с предыдущим местом работы. Параллельно девушки вникали в нюансы производства и разрабатывали концепцию будущего бренда. Верхняя одежда, как правило, размещается на вешалках, их называют еще тремпелями. Поэтому было решено, что Trempel — лучшее название для бренда, который продает пальто. 

Особо больших средств у девушек не было, поэтому старались экономить на всем. Искали возможности получать скидки или обращались к друзьям за помощью. Логотип для бренда бесплатно нарисовал знакомый дизайнер.

На ткани и пошив все же пришлось потратиться. Первые инвестиции составляли 15 тыс грн — три соосновательницы вложились поровну.

Эти деньги ушли на закупку 20 м ткани в розничном магазине "Текстиль-контакт", из которых частная швея сшила первые 8 пальто по эскизам самих основательниц. Но в процессе работы оказалось, что изначальные расчеты по затратам были далеки от реальности.

"Мы не знали, что в стоимость пальто закладывается не только ткань, но и дополнительные материалы — пуговицы, кнопки, клеевые, лейблы. Многое из этого можно заказать только оптом — от тысячи штук. Масса нюансов открывалась для нас в процессе работы, и это все увеличивало затраты. В итоге себестоимость одного пальто равнялась 1500 грн", — вспоминают основательницы. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как построить бизнес на вышиванках — опыт дизайнера Yuliya Magdych

Реальным стартом бренда девушки считают участие в сентябрьском маркете "Всі.Свої", которое обошлось им в несколько тыс. грн за место. Несмотря на то что Trempel там был представлен небольшой стойкой и одним кронштейном на 8 пальто, бренду удалось не затеряться в тени именитых конкурентов. Выделились благодаря ярким цветам — лимонные, голубые и розовые пальто сразу привлекали внимание. За два дня девушкам удалось продать все имеющиеся изделия и получить еще 15 заказов. Клиентки примеряли, заказывали в другом цвете или размере и вносили предоплату, равную себестоимости пальто. Розничная цена одного изделия составляла 2500 грн. 

Пошив партии из 15 пальто обошелся в 17 тыс. гривен (включая стоимость ткани). Его заказали уже в швейном цеху, который нашли на профессиональном сайте, но не все получилось гладко.

По технологии в пальто обязательно должна быть вшита клеевая — материал, который используется для придания формы изделию и гарантирует должный внешний вид. В партии, отшитой на заказ Trempel, клеевой не оказалось. Это обнаружилось, когда первые 3 клиентки вернули пальто из-за брака. Две недели ушло на переделку, и в итоге заказчицы получили свои пальто только к октябрю, что не сыграло на руку ни репутации бренда, ни его основательницам. Поскольку продажа верхней одежды тесно связана с сезонностью, здесь важно все продавать вовремя. До октября нужно успеть продать осенние модели, а с ноября — продавать "зиму".

В процессе развития бренда произошли изменения и в составе команды. Вскоре после запуска Ирина и Анастасия остались вдвоем, с третьей соосновательницей им пришлось попрощаться.

Изнанка швейного бизнеса

С октября "посыпались" заказы, объемы увеличились до 100 штук в месяц, и предпринимательницы поняли, что нужно пересматривать свое отношение к ценообразованию и финансам.

"Мы очень дорого платили за ткани, потому что покупали все в розницу маленькими партиями по 20 метров с накруткой в 300-400%" — рассказывают основательницы.

На одно пальто уходит от 2,5 до 2,8 м ткани. Девушки стали закупать ткани оптом — по три 50-метровых рулона каждого цвета. Этого хватало на пошив одной модели в одном цвете во всех размерах. Подходящих оптовых поставщиков нашли в Одессе, куда ткани и фурнитуру привозят по морю из Турции и Китая. По словам основательниц, украинских тканей соответствующего качества и дизайна на рынке пока нет.

В выборе тканей основное внимание уделяют составу. В ткани для пальто обязательно должно содержаться от 40 до 50% натуральных составляющих — шерсти, кашемира или вискозы. При этом остальную часть должны занимать эластан и полиэстер, чтобы изделие не вытиралось и было пригодно для длительного ношения.  

Кроме того, основательницы Trempel стали искать подходящий по объемам и уровню швейный цех, и это оказалось не так просто.

"Найти хороший цех — очень большая проблема. Рынок развивается, все ищут цеха и профессиональных швей. Их мало, они загибают непомерные цены. При этом уровень недобросовестности в этой сфере очень высокий. За 3 года работы в сотрудничестве с разными цехами мы в целом понесли 2,5 тысячи долларов убытка", — рассказывают предпринимательницы.

В первом цехе, где бренд заказал большую партию зимних курток, попросили предоплату в 16 тыс. грн, а в итоге директор цеха "пропал" с деньгами и тканями. Эта история затянулась до конца декабря. Когда партию все-таки отшили в другом месте, зимнюю одежду уже было поздно продавать, время было потеряно, и бренд понес убытки.

Когда ты развиваешь бизнес по пошиву одежды, важно прожить весь годовой цикл, чтобы понять, как все происходит в каждый сезон.

В результате длительных поисков девушкам все же удалось найти цеха в Киеве и Первомайске. Обратиться туда посоветовали коллеги, которые занимаются пошивом карнавальных костюмов. Девушки последовали совету и не разочаровались — пошив всех изделий заказывают там до сих пор. "100 изделий в месяц — это было условное "плато", после которого мы поняли, что не развиваемся, и стали дальше наращивать объемы. Но при этом учли пройденный опыт — например, стали отшивать не всю партию сразу, а частями. Смотрели, какая модель лучше продается, и отшивали ее больше", — рассказывают основательницы. Большая часть изделий отшивается в размерах XS, S и M. Раньше шили еще и в размере L, но от него отказались — он продавался хуже остальных.

В этом году бренду удалось в три раза увеличить обороты по сравнению с предыдущим. Из 1,5 тысяч изделий, сшитых в этом году, нераспроданными остались около 200 штук.

Постоянное место "жительства"

Главная проблема всех брендов, продающих одежду через интернет — невозможность организовать клиентам примерки. "Очень тяжело продавать пальто, когда его нельзя сразу же примерить. У нас было много возвратов из-за этого", — делятся предпринимательницы.

Поначалу девушки выходили из положения, устраивая так называемые Дни примерок. Арендовали помещение, привозили туда весь ассортимент и звали клиенток на примерки. Это был своеобразный аналог "сборных" маркетов, но обходился организаторам гораздо дешевле — от 500 до 1000 грн они тратили на аренду и получали неплохие результаты. Минимум 20 пальто продавалось за день.

Единственным недостатком такого формата было то, что это было тяжело физически — везти груды пальто было довольно сложно.

Весной 2016 года Ирина и Анастасия приняли решение открывать свой шоурум, где их бренд был бы представлен постоянно. В процессе поисков локации стало ясно, что выгодней арендовать большое помещение и сдавать его части в субаренду другим производителям. Так оформилась идея открыть мультибрендовый шоурум.

"Это очень удобная концепция, но не все ее понимают. Мы продавали место в шоуруме за 6 тыс. грн — два метра кронштейна, которых, как правило, хватает на всю коллекцию. В эту сумму входит аренда, коммунальные и зарплата продавцу" — рассказывают основательницы. Собственный шоурум обойдется любому бренду гораздо дороже. В этой ситуации объединение — лучший вариант.

Девушки нашли подходящее помещение в центре Киева, косметический ремонт в котором обошелся им в $5 тыс. Буквально за месяц нашли другие бренды и открыли шоурум для клиентов. Сейчас это единственное место, где можно померять все изделия бренда Trempel. Раньше у основательниц был опыт офлайн-продаж изделий в розничной сети UAmade, но они вынуждены были прекратить это сотрудничество по причине нерентабельности — магазин брал товар на реализацию под довольно высокий процент — 45%.  

По словам основательниц, основной канал привлечения клиентов — это социальные сети, особенно Instagram.

Основные усилия по продвижению бренда сосредоточены именно на этой социальной сети. В команде есть специалист по SMM, который занимается этим направлением. Тренды в диджитал-маркетинге меняются молниеносно, и за три года инструменты и способы продвижения тоже претерпели существенные изменения. Всего пару лет назад основным каналом коммуникации с клиентами был Facebook, а сейчас его используют только как технический инструмент (из бизнес-кабинета Facebook запускаются рекламные кампании в Instagram).

" Правильное позиционирование и маркетинг — это наше все. Верхней одежды много, это очень конкурентная ниша, и если не уделять особенное внимание истории бренда, то ничего продаваться не будет. Наши пальто покупают, потому что это именно Trempel. Хороший маркетинг приводит дополнительно 20-30% клиентов" — говорят предпринимательницы.

Осенью 2016 года небольшая команда бренда Trempel, состоящая из специалиста по маркетингу и двух сотрудников шоурума, на целый месяц осталась без руководства. Настя и Ира решили прокачать свои бизнес-навыки и прошли обучение в первом украинском буткемпе для собственников бизнеса — СОЛЬ. Формат буткемпа (boot camp) подразумевает сверхинтенсивное обучение в течение короткого времени. При разработке формата за основу были взяты программы армейской подготовки.

"Там действительно все как в армии. Каждый день, с утра до вечера — постоянные лекции и воркшопы, много домашней работы, строгие штрафы за опоздания и невыполнение заданий. Но это лучший формат бизнес-тренингов, который только может быть. Нигде мы не получали столько полезной информации, подкрепленной практикой ", — вспоминают девушки.  

Кроме того, буткемп стал площадкой для нетворкинга — предпринимательницы завязали много полезных бизнес-контактов.

Одним из новых направлений, которым девушки занимаются сейчас — создание и развитие суббренда Trempel Summer, в рамках которого будут продаваться летние платья, костюмы и ромперы (летние комбинезоны с шортами) из льна.

Кроме того, основательницы планируют запускать еще два отдельных бренда — во-первых, одежду сегмента "люкс", капсульные коллекции из дорогих материалов и по более высоким ценам. И во-вторых — бренд доступной одежды из более дешевых и простых тканей в ценовом сегменте ниже, чем Trempel. 

"Если все удастся, у нас будет возможность исследовать, как работают разные сегменты на этом рынке — от самого бюджетного до самого дорогого" — делятся планами основательницы.  

В ближайшем будущем в Trempel продолжат работать в основном с онлайн-продажами, хотя шоурум тоже собираются развивать, правда в несколько другом направлении — там хотят проводить небольшие лекции и мастер-классы о том, как запустить собственный бизнес.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram