НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Казахстан: страна равновесия деспотии и демократии

После крушения СССР Нурсултан Назарбаев создал в Казахстане просвещенную деспотию и смог провести экономические реформы

В декабре 2010 года новая столица Казахстана, построенная по распоряжению президента Назарбаева, принимала саммит Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Тогда о международном противостоянии России и Запада еще никто не думал, и потому большинство мировых лидеров предпочли приехать в Казахстан. Когда саммит уже завершался, но президенты не хотели подписывать финальный меморандум, Нурсултан Назарбаев срочно прибыл на дебаты, а президентский квартал перекрыли несколько рот охраны лидера страны. Только к ночи президенты и премьеры согласились на общее заявление. Сам документ не нес революционных норм, но стал проявлением того, насколько президент Казахстана может быть влиятельным. Ни до этого, ни после в этой стране не проводилось таких масштабных политических саммитов. И сама Средняя Азия не может похвастаться большим вниманием мировых лидеров.

"Никому из них не пришла бы мысль проводить саммит ОБСЕ в богатом, но более деспотичном Туркменистане", — рассказывает Ричард Вейц из американского Института Хадсона. По его мнению, именно то, что за много лет лидер Казахстана смог сохранить равновесие между открытой диктатурой и демократией, сделало его столь популярным в регионе и позволило иметь активные связи и с Россией и со Штатами. Даже сейчас, когда эти страны позиционируют себя как стратегические конкуренты.

Более того, сейчас Казахстан начинает все больше ориентироваться на рынки и потребителей из Китая. Только за участие в проекте развития "Шелковый путь" Астана хочет получить больше $5 млрд инвестиций. Постепенно все больше экспертов говорят о том, что Пекин рассматривает связи с Казахстаном как стратегические и хочет продвигать свои интересы в Средней Азии через эту страну. Все это только усиливает Назарбаева, который смог удержать свое государство от постепенно сползания под полное влияние России. Хотя Астана уже вошла в ШОС и ЕврАзЭС, но пока может себе позволить достаточно независимую политику. Кроме того, Назарбаева несмотря на все диктаторские атрибуты его власти, радушно принимают в демократическом Брюсселе и Вашингтоне.

Внутри страны президент смог настолько очистить политическое поле, что ему даже без больших репрессий удалось год за годом побеждать на всех выборах.

Многие аналитики утверждают, что политические партии в Казахстане — это декоративные образования для поддержания имиджа президента. Кроме того, оппозиция не имеет никакого доступа к избирательным урнам или СМИ и потому не может донести свою идеологию перемен. Хотя значительная часть экспертов считает, что пока жители Казахстана и не жаждут смены власти. Так как события в Украине и рост исламской напряженности в Средней Азии заставляют их опять поддерживать стабильность хотя бы в рамках границ. А значит и Назарбаева.

Единственным вопросом, который пока стоит перед Казахстаном, остается дилемма о выборе нового лидера, так как действующему президенту уже 75 лет, а прямого наследника он так и не назвал. Потому система, построенная на одной фигуре, станет уязвимой только когда этот политик уйдет на пенсию.

Из секретарей в отцы нации

В апреле 1990 года, когда уже было понятно, что Советский Союз стремительно распадается, Нурсултан Назарбаев занимал должность председателя Верховного Совета страны. Эта должность гарантировала ему значительную степень независимости от центра. "Система отношения в СССР между Москвой и региональными лидерами была построена на взаимовыгодном обмене. Центр не мешал им обогащаться и вести свои игры в обмен на полную преданность", — рассказывает профессор London School of Economic Наталия Кибита. Когда же не стало центра, то секретари республик в Средней Азии просто перевели свою власть в независимые государства, которые только формировались.

В Казахстане тогда, как и во многих бывших республиках, сформировалась демократическая оппозиция. Но сразу же проиграла на выборах президента. И тому было две причины. Во-первых, оппозиция в основном пыталась опираться только на этническое казахское население и не учитывала интересов славянских жителей севера страны. Кроме того, многим демократические лидеры казались националистами, особенно это пугало избирателей на фоне того, что во многих республиках происходили беспорядки и этнические конфликты. Во-вторых, Назарбаев выступал гарантом сохранности и безопасности старых партийных кадров, которые контролировали власть на местах. Потому на первых своих выборах он получил 98% поддержки. И тут же начал строить собственное государство.

Для начала лидер Казахстана провел несколько чисток в бывшей Коммунистической партии и организовал собственный избирательный блок, который и стал заменой единой политической силе в стране.

Кроме того, Назарбаев начал проводить политику привлечении крупного капитала в страну. И одним из первых сумел заинтересовать американские нефтедобывающие компании в том, что его страна может дать им нужные условия для получения высоких прибылей.

Одновременно политик подавил все проявления демократической оппозиции и независимых СМИ. А чтобы западные лидеры не очень обращали на это внимание, демонстративно отказался от ядерного оружия и закрыл Семипалатинский испытательный полигон. Эти проекты были широко разрекламированы в западной прессе, и потому доводы Amnesty International о постоянных нарушениях прав человека в этой стране просто не услышали.

К 2004 году Назарбаев построил образцовую диктатуру умеренного типа. С одной стороны, он постоянно выигрывал выборы с процентом поддержки не меньше 90%. И оппозиция не допускалась даже к вписыванию своих имен в бюллетене. Но с другой стороны, отказался продолжить свои полномочия до 2020 года. Хотя многие его коллеги сделали свое правление пожизненным. Кроме того, он сохранил хорошие отношения с Западом, хотя и вошел во все интеграционные проекты Москвы. "Казахстан постепенно стал лидером Средней Азии. Хотя для нас это означало стать лидером среди деспотов и тиранов", — рассказывает Delo.ua аналитик Центра Конфликтов и Безопасности в Алма-Ате Роза Атунабаева.

Единственной большой проблемой в ходе правления Назарбаева стали беспорядки в 2011 году в городе Жанаозене, когда протестующие попробовали взять штурмом мэрию города и были расстреляны прибывшими войсками. После этого особых волнений больше не было, а власти начали допускать к управлению все этносы. Кроме того, тогда Астана сделала ставку на формирование класса госчиновников с западным образованием. Такую меритократию уже сформировал Китай и она доказала там свою эффективность, и Казахстан последовал его примеру.

Новые вызовы

Аннексия Крыма и война на Донбассе стали для Назарбаева сложным временем. До этого лидер страны уже подумывал над тем, как бы уйти на пенсию и найти надежного приемника. Но потом оказалось, что думать об этом рано. Россия нарушила Будапештский меморандум, в котором обещала уважать территорию Украины. В том же документе говорилось об уважении и целостности Казахстана. Эксперты заговорили, что следующим Россия может потребовать себе север этой страны, где живет в основном русское население. При этом в Москве на неофициальном уровне говорили, что Казахстан начал ущемлять русский язык и культуру.

Кроме того, война на Донбассе, санкции против России и падение цен на нефть сильно ударило по экономике страны. Потому в 2015 году Назарбаев заявил, что сам пойдет на досрочные выборы. Голосование состоялось в конце апреля, и президент опять победил при полном отсутствии оппозиционных кандидатов.

Но пока это не дает ему возможности спокойно править. Россия немного сбавили риторику по поводу "собирания всех земель" и не говорит ничего о Казахстане и его политике постепенно водить везде лишь казахский язык. И даже многовекторная политика Назарбаева не пострадала. В октябре в Астану приезжал госсекретарь США Джон Керри и хвалил президента Казахстана за успехи в дипломатии.

Но теперь Астана постоянно оглядывается в своих действиях на Россию, особенно когда речь идет проникновения Китая в регион. Подписывая очередной договор с Пекином, казахские власти после этого должны демонстрировать, что Москва остается военным и политическим лидером в Средней Азии.

Кроме того, экономика страны пережила девальвацию национальной валюты и развивается более низкими темпами, чем несколько лет назад. Тут виноваты низкие цены на нефть в мире и санкции против России, которые зацепили и Казахстан.

Теперь Назарбаев поставил перед страной несколько амбициозных реформ. Во-первых, полностью реформировать судебную систему и создать корпус судей из специалистов с западным образованием. Во-вторых, провести диверсификацию сырьевой экономики, так как нефтяной бизнес приносит все меньше прибыли в бюджет, а остальная промышленность находится в зачаточном состоянии. Тут важно не упустить возможность получить деньги Китая на огромные проекты, которые будут строиться для пояса экономического развития "Шелковый путь". Казахстан готов предоставить Пекину все гарантии получения больших прибылей.

Наконец, Назарбаев, опираясь на свой авторитет, хочет ввести новую государственную идеологию, где главной ценностью будут не принадлежность к этносу, а к государству. Это должно выбить почву из-под ног националистов, хотя может разозлить Россию.

Но главной проблемой страны остается отсутствие преемника и бессменного лидера. Значительную часть реформ и преобразований, которые сделали Астану самой сильной в регионе, Назарбаев сделал опираясь на свой собственный авторитет. Он также смог подавить оппозицию и свободу слова. Но не нашел себе подходящей замены.

А сейчас это особенно нужно, так как в Киргизстане и Таджикистане уже активизировались происламистские силы, которые называют себя приверженцами ИГИЛ и готовы вести войну против неверных. Казахские власти пока сдерживают этот напор, но в 2016-м войска США могут полностью покинуть Афганистан, и тогда регион Средней Азии станет более нестабильным. Сумеет ли политическая система Назарбаева выдержать этот удар, непонятно. А главное — сколько еще лидер просвещенной деспотии сможет быть при власти?