- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Для украинского пользователя разницы между 3G и 4G не будет — глава "Киевстар"
Почему украинцы потребляют мало контента через 3G, почему видео даст толчок к развитию сетей LTE, какими методами можно победить пиратство в Украине и как YouTube может помочь украинским операторам зарабатывать больше — лидер группы по предоставлению консультационных услуг сектора ТМТ "Делойт" в Украине и Беларуси Владимир Юмашев и лидер направления цифрового опыта "Делойт" Дмитрий Баценко поговорили с главой компании "Киевстар" Петром Чернышовым и директором по работе с клиентами компании Huawei Ukraine Александром Сербиным.
Мировые СМИ позиционируют 5G как революцию. Прогнозируется, что реальный 5G появится не раньше 2020 года. А где сейчас находится Украина в развитии связи в европейском пространстве? Есть ли у Вас планы начать тестирование возможностей сети нового поколения в Украине?
Петр Чернышов: 5G как революцию позиционируют в первую очередь вендоры — те, кто производит и продает оборудование, чтобы повысить продажи.
Александр Сербин: Не могу сказать, что Петр ошибается, частично я с ним согласен. На самом деле 5G — это не революция, а эволюция. Кроме того, 5G не монолит. В предыдущих поколениях связи речь шла в основном о возрастании пропускной способности, а у 5G есть три измерения: скорость, количество устройств на километр и время задержки. Но главное, о чем стоит напомнить: стандарт 5G в мире еще не утвержден.
П.Ч.: Даже 4G — это эволюция. Революция произошла при переходе с 2G к 3G. Украина ее недавно испытала. Еще два года назад о 3G мало кто знал. А теперь наши клиенты рады тому, что могут ехать в маршрутке и слушать музыку. Им не нужно ждать, пока загрузится трек, ведь все происходит мгновенно. Вот это революция! 3G, по сравнению с 2G, дает гигантские преимущества.
Теперь сравним 3G с 4G на одном простом примере. Клип на YouTube идет в среднем 3-4 минуты. В сети 3G клип полностью грузится на смартфон примерно 1,5 минуты, но просмотр начинается достаточно быстро, и мы не замечаем процесса загрузки. В 4G этот клип будет грузиться 1 секунду — это самое большое преимущество — скорость. Получается, что для украинского пользователя принципиальной разницы в опыте использования не будет.
Зато для операторов разница значимая. Оборудование для 4G требует больших инвестиций, соответственно, стоимость услуги для абонентов тоже будет выше, чем 3G. К примеру, в Европе, согласно отчету одного из крупнейших операторов, всего 16% пользователей перешли на 4G. Клиенты не понимают, зачем платить больше. Еще одна преграда на пути к запуску 4G — небольшое проникновение смартфонов. В нашей сети "умных телефонов" около 40%, из них только треть поддерживает LTE. Это означает, что 60% базы не пользуется 3G. И этим пользователям неважно наличие 4G.
"Киевстар" как инновационный оператор готов делать долгосрочные инвестиции, чтобы дать украинцам доступ к новым технологиям, чтобы уже можно было преодолеть цифровое неравенство и загрузить нашу сеть. Сейчас все зависит от аукционов. "Киевстар" готов к развертыванию 4G в 1800-м диапазоне. В диапазоне 2600 МГц необходимо будет потратить значительное количество ресурсов и времени для полноценного внедрения новой технологии. Поэтому мы ждем аукционов на 4G и посмотрим, что изменится с запуском мобильного интернета четвертого поколения.
А.С.: Я бы добавил, что 3G и 4G отличаются в первую очередь скоростью передачи данных. Например, в Европе 4G нужен для просмотра потокового видео. Скорость будет зависеть от того, сколько людей одновременно зашло на соту. Также следует учитывать тот факт, что современные смартфоны выпускаются с экраном Full HD, и для просмотра видео в высоком разрешении 3G может быть недостаточно. Это будет зависеть от загрузки сети.
Как изменилась бизнес-модель операторов при переходе от 2G к 3G? Как она изменится с приходом 4G, на Ваш взгляд?
П.Ч.: Основной доход операторам в Украине до сих пор приносит голосовая связь. Бизнес-модель поменяется, когда люди купят достаточное количество смартфонов, и мы выведем на рынок новые тарифы с большим количеством гигабайт и новыми дополнительными сервисами. Пока основной массе дата-юзерам хватает 2 ГБ в месяц. До сих пор в Украине много людей бегает по старой привычке от одной Wi-Fi-точки к другой. Хотя это очень странно, учитывая наши тарифы. Пакет с 2 Гб стоит 70 грн в месяц, при этом соцсети без ограничений.
Потребление дата-трафика у нас растет по экспоненте, нам грех жаловаться, но из 7 тыс. 3G базовых станций только 35 загружены на 90%. Одна из таких находятся, к примеру, в Затоке. Кстати, "Киевстар" — первый оператор, который покрыл 3G основные курорты Одесской области. К новому сезону 2017 года мы построили еще 10 базовых станций. Посмотрим, хватит ли их мощности. Но в целом наша сеть отлично справляется с нагрузками — нужно еще больше трафика! (улыбается). К тому же мы как раз на финишной прямой по обновлению оборудования — почти вся сеть обновлена и готова к 4G.
Что 4G может предложить бизнесу? Например, в агросекторе активно используются дроны, видеонаблюдение.
П.Ч.: У нас есть отличные продукты и для аграриев, и для представителей других рынков. Но для того, чтобы говорить о новейших решениях индустриального уровня и создании соответствующего спроса на инновационные решения со стороны корпоративного сектора, необходимо решить фундаментальную проблему с покрытием. Сейчас на карте есть много "белых пятен". С существующими частотами в 2 100-м диапазоне мы не можем создать плотное устойчивое покрытие 3G трасс, полей, железной дороги. Мы могли бы это сделать в течение нескольких месяцев, будь у нас 900-й диапазон с соответствующей лицензией. Но нам не дают использовать существующие частоты под 3G. В данном случае несовершенство регуляторного поля в Украине тормозит прогресс.
А.С.: Есть альтернативное решение: для видеонаблюдения можно завести кабель. А дроны в сельском хозяйстве я бы отнес к интернету вещей, и для них LTE не всегда нужно. Может справиться даже 2G, поскольку необходимо передать только небольшой объем информации. Но здесь возникает другая проблема: есть несколько стандартов радиодоступа, которые используются для интернета вещей. По нашему мнению, операторам есть смысл развивать стандарты в лицензированном спектре. Но тогда снова вопрос к регулятору: каким образом выдавать лицензии, чтобы операторы могли строить сети для интернета вещей.
А есть такая вероятность, что Украина просто перепрыгнет 4G и сразу запустит 5G?
А.С.: В 2020 году страны-передовики первыми запустят сеть пятого поколения и какое-то время будут ее отрабатывать. Устоявшаяся технология и отрегулированные цены по реалистичному прогнозу появятся в 2022-м. Есть еще такое понятие, как "спектральная эффективность": чем выше технология, тем качественнее используется спектр. Поэтому запуск 4G, несомненно, окажет позитивное влияние. Чем больше у нас покрытие 3G или LTE, тем больше люди смогут использовать смартфоны и тем больше стимул запускать 5G.
П.Ч.: Мы не сможем перескочить на новую технологию. Не позволит государство. Оно хочет за каждую частоту взять деньги и не примет ситуацию, при которой не получит оплату за 4G. Государство собирается провести аукционы на LTE уже в конце этого года. Я думаю, все получится, мы готовы. Главное, чтобы нам еще дали возможность использовать 900-е частоты, чтобы покрыть Украину 3G.
Лидер группы по предоставлению консультационных услуг сектора ТМТ "Делойт" в Украине и Беларуси Владимир Юмашев и лидер направления цифрового опыта "Делойт" Дмитрий Баценко
Какие технологии появятся в Украине с развитием покрытия?
П.Ч.: Для B2C killer application — это видео. Тут бессмысленно что-то придумывать, в мире пока ничего другого нет. Если говорить о В2В-сегменте, то можно прогнозировать развитие М2М, облачных решений, IoT, Smart City. По данным GSMA, "Киевстар" — лидер по количеству М2М-подключений в Украине (более 1 млн симок) с долей рынка 56%. Основные пользователи — это корпоративные клиенты (около 90% подключений). За годы работы мы приобрели большой опыт в М2М, благодаря которому предоставляем экспертизу при разработке персональных решений, исходя из отрасли и специфики бизнеса каждого клиента. Также мы разработали адаптированное для потребностей массового рынка тарифное решение.
Для корпоративных клиентов предоставляем услугу "Центр управления M2M" (Smart connectivity solution). Это решение позволяет оптимизировать управление SIM-картами, задавать их логику работы при наступлении определенных событий, получать своевременную отчетность и многие другие функции, для выполнения которых ранее требовался целый штат сотрудников.
А.С.: Тот же Deutsche Telekom в Германии, чтобы успешно запустить свою модель по облаку, "пролоббировали" через Бундестаг закон о том, что немецкие компании обязаны хранить данные в немецких дата-центрах. Такой шаг повлек большой рост по хранению данных в облаке. Сейчас в Украине большинство дата-центров имеют уровень загрузки около 50%. В парламенте рассматривается проект закона, позволяющий госорганам использовать коммерческие дата-центры, а не строить свои. Скорее всего, это когда-то дойдет до логического завершения.
Как будет развиваться бизнес-модель операторов в Украине с приходом сначала LTE, затем 5G? В некоторых странах операторы выделяют опорную сеть для других операторов, а сами превращаются в виртуального оператора. Такое возможно в Украине?
П.Ч.: Вы путаете две разные модели. Когда операторы делят сеть — это модель network sharing. Она работает между несколькими игроками, у которых есть собственная инфраструктура, но в отдельных случаях оборудование выгоднее использовать совместно.
Виртуальный оператор — это когда телеком-компания дает доступ к своей инфраструктуре за деньги другому игроку мобильного рынка, у которого, по сути, есть только софт, он не инвестирует в базовые станции, кабели, коммутаторы и прочее. Я пока не верю в приход в Украину международных виртуальных операторов, хотя есть много инвесторов, которые только на этом и специализируются. Это связано с тем, что в Украине нестабильная экономическая обстановка. Инвесторов волнует возможное "маски-шоу", скачки курса доллара и т. д. Что касается network sharing с конкурентами, то это коммерческий вопрос, который часто можно решить в интересах всех сторон. Но важно понимать, что никто не будет делить с конкурентами сеть в местах с хорошим трафиком, особенно когда сеть у "Киевстар" лучше.
А.С.: Можно поднять тему с виртуальными операторами, но Украина этот период уже прошла. Из заметных игроков можно выделить лишь yezzz! ("Сільпо"). Все операторы попробовали запускать отдельные бренды, но сейчас все большие игроки используют единый бренд.
П.Ч.: Виртуальные операторы необходимы для того, чтобы клиент имел возможность уменьшить средний чек. В "Киевстар" ARPU за последний квартал составил 45 грн. Платить меньше уже невозможно.
А.С.: Тут и возникает вопрос: как при таком ARPU проводить закупки нового оборудования для LTE. Оператору необходимо инвестировать в оборудование, его внедрить, продать клиентам и на этом что-то заработать. А заработать не всегда получается. В Украине сложно запускать новые сервисы — их нужно продавать дороже, а как это сделать, если люди не готовы платить больше. Они привыкли, что мобильная связь до 100 грн. А тут, например, предлагается "Google Play Музыка" за 60 грн в месяц. Казалось бы, недорого, но если сравнивать с общей платой за пакет, то ощутимо.
А запрет "ВКонтакте" разве не сыграл на руку тому, чтобы пользователи легально качали и платили за музыку?
П.Ч.: После вступления в силу указа мы наблюдаем миграцию абонентского трафика в те сервисы, которые не попадают под ограничение. Если говорить о музыке, то, например, очень вырос трафик на Deezer (он у нас включен в тариф) — более чем в 3 раза. Существенно вырос трафик на YouTube. MEGOGO показал рост свыше 100%.
Что интересно, iPhone в сети намного меньше, чем Android, но пользователи iPhone приносят больше прибыли. Можно сервисы запускать только для них, и они окупятся. Поскольку средний дата-трафик на одного пользователя iPhone в три раза больше, чем на пользователя Android.
На данный момент сеть готова к запуску 4G?
П.Ч.: Для развертывания 4G в 1800-м диапазоне мы готовы. В диапазоне 2600 — необходимо будет потратить значительное количество ресурсов и времени для полноценного внедрения новой технологии. Многое зависит от того, насколько эффективно поработает регулятор с рынком, и какие, в конце концов, частоты окажутся доступными для развертывания новейших решений.
А.С.: Регулятор продает частоту 2,6 Ггц. Для ее использования нужно строить поверх новую сеть. Это затратно. И чем выше частота, тем меньше радиус действия базовой станции. Поэтому есть предварительная договореность вместе с 2,6 Ггц использовать для 4G (LTE) частоту 1,8 Ггц.Тогда с помощью программного обеспечения оборудование просто можно переключить с 2G на 4G (LTE). Поэтому если операторы получат 1,8 Ггц, внедрение произойдет быстро. Если только 2,6 Ггц — сроки прогнозировать очень сложно.
П.Ч.: А если мы получим еще и технологическую нейтральность в диапазоне частот 900 МГц для 3G, тогда вся Украина будет покрыта качественным интернетом.