- Категория
- Общество
- Дата публикации
MBA за 90 дней: Какой управленец нам нужен
Сергей ТЕПЛОВ, доктор физико-математических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики «МИМ Киев»
На разных этапах своего развития компания нуждается в разных по своей сути менеджерах. Определяем, какие именно управленцы нужны компании.
Для успешной реализации задач, которые стоят перед компанией, нужно подобрать «правильных» менеджеров. Для этого нужно:
— знать, какие типы руководства бывают;
— так распределить обязанности в организации, чтобы они были ориентированы на идеальных исполнителей;
— при подборе менеджеров определить их индивидуальные особенности.
Начнем с анализа типов руководителей и возможности повышения их эффективности.
Все стили управления можно условно разделить на четыре составляющих:
• производство (Р) roducing;
• администрирование (A) dministering;
• предприимчивость (E) ntrepreneuring;
• интеграция (I) ntegrating.
Чаще всего в менеджере ярко выражен один из перечисленных стилей управления. Менеджеры, которые способны совмещать в себе не одну, а две сильные роли, встречаются крайне редко. Обычно это комбинация интегратора и одной из остальных трех характеристик.
Виды руководителей:
1. Руководитель – Производитель (Р).
Характеристика
Очень хороший специалист, продуктивный и добросовестный. Быстро продвигается по карьерной лестнице, претворяет цели компании в жизнь. Он постоянно работает: приходит первым и уходит последним. Не любит совещания, так как они отрывают его от работы, у него нет времени на разговоры. Ему нужно обозначить цель (не следует мешать такому руководителю работать над ее достижением). Требует от подчиненных результата, а не рассказов о процессе работы над его достижением.
Цель привлечения
Краткосрочная результативность компании
2. Руководитель – Администратор (А).
Характеристика
Ярко выраженный системный человек. Ему важно как сотрудники выполняют свою работу. Он и его сотрудники вовремя приходят и вовремя уходят с работы. Регулярно проводит совещания. По их результатам пишутся протоколы, ставятся задачи, составляются отчеты об их выполнении. Каждый подчиненный имеет инструкции по разным вопросам, чтобы не было неожиданностей. Он ориентирован на правильный процесс достижения результата, а не на результат любой ценой.
Цель привлечения
Краткосрочная эффективность компании
3. Руководитель – Генератор идей (Е).
Характеристика
Источник новых предложений, которые могут улучшить/развить бизнес. Реализовать его идеи не просто – это требует времени и усилий. Однако ждать «генератор» не может. Он уже генерирует новое предложение. Такие руководители делают организацию инновационной. Он ориентирован на перспективу развития. Его идея может выстрелить, но возможно и нет.
Привлекается, чтобы сделать организацию
Результативность в долгосрочной перспективе
4. Руководитель – Интегратор (I).
Характеристика
Делает акцент на создании команды, на своих сотрудников. Именно «интеграторы» чаще всего организуют обучающие командообразующие тренинги, корпоративные мероприятия. Сотрудники готовы сделать для таких руководителей все возможное. Это руководители-«вдохновители».
Привлекается, чтобы сделать организацию
Долгосрочная эффективность компании
Советы по созданию эффективного менеджмента
1. Не следует создавать в организации должности, которые потребуют одновременного наличия нескольких сильных ролей у менеджера. Вероятность их реализации в одном сотруднике будет невысока. Ожидания всегда будут завышены по сравнению с реальностью.
2. Сильные качества менеджера должны совпадать с теми задачами, которые стоят перед руководимым им подразделением. Если реализация задач требует наличия всех четырех стилей управления, необходимо разделить подразделение на подсистемы, каждую из которых будет возглавлять отдельный менеджер.
3. На каждом этапе развития организации ей необходима различная комбинация стилей управления. Команда менеджеров должна периодически обновляться для соответствия целям компании. Отсутствие ротации приводит к старению (не возрастному, а энергетическому и созидательному) организации.
Какие менеджеры нужны организации на разных этапах ее развития:
Стадия развития организации |
Необходимые стили руководства |
Зарождение |
Предприимчивость+Интеграция |
Младенчество |
Производство |
Активная деятельность (Давай-Давай) |
Производство+Предприимчивость |
Юность |
Производство+Администрирование или Администрирование+Интеграция |
Расцвет |
Все четрые |
Стабильность |
Производство+Администрирование+Интеграция |
Аристократизм |
Администрирование |
Ранняя бюрократия |
Администрирование |
Бюрократия |
Администрирование |
Смерть |
- |
Как табачные компании повышают эффективность работы своих менеджеров
«Бритиш Американ Тобакко Украина»
1. Развитие на рабочем месте (акцент на отработке и улучшении лидерских и управленческих навыков):
• постановка целей;
• коучинг (позволяет менеджерам своевременно определять и укреплять свои сильные стороны, а также работать над качествами, требующими развития);
• управление деятельностью команды;
• выполнение задач;
• внедрение проектов.
2. Обучение:
• внутренние корпоративные тренинги;
• внешние корпоративные программы;
• внутрикорпоративные обучающие ІТ-системы.
«JTI Украина»
• 3-модульная программа обучения (нацелена на тренинг ключевых менеджерских компетенций в области управления процессами, ресурсами, людьми, коучинга и управления по ценностям);
• постмодульная поддержка;
• встречи штатного тренера с менеджерами (консультации по вопросам, возникающим на рабочем месте);
• ежегодная оценка менеджерских компетенций (по результатам данной оценки разрабатывается индивидуальный план развития менеджера).
Домашнее задание
Подумайте, учитываются ли в вашей компании советы по улучшению управленческой эффективности менеджеров.
Оцените, к какому из четырех типов руководителей относитесь вы или ваш начальник.
Определите сильные и слабые стороны. Каких качеств вам/начальнику не хватает?