НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,29

45,10

Как руководить двумя компаниями, находясь вне офиса 200 дней в году

Как руководить двумя компаниями, находясь вне офиса 200 дней в году
Андрей Буренок почти 10 лет руководит бизнесом Viasat в Украине (дистрибуция телеканалов), а с 2013-го — еще и управляет онлайн-сервисом для путешественников TripMyDream. При этом 200 дней в году предприниматель находится вне Киева
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Чтобы понять, как управлять бизнесом на расстоянии, мало изучить список правил, нужно понимать их логическое обоснование. Поэтому я не буду описывать свой рабочий день, а расскажу о подходе, который позволяет правильно ставить задачи, планировать, контролировать и достигать результатов. Это позволит каждому адаптировать мой опыт для себя с учетом собственных целей, характера, сильных и слабых сторон.

Три кита, на которых стоит комфортное и эффективное удаленное управление, — это доверие, настроенные бизнес-процессы и алхимия команды. Их сложнее вырастить в стартапе, поэтому все примеры будут касаться в первую очередь TripMyDream.

Командная работа: эволюция доверия

Оставляя команду "без присмотра", очень важно доверять каждому сотруднику. Чем выше уровень доверия, тем комфортнее руководителю делегировать полномочия и ответственность, тем крепче уверенность, что специалист не подведет. Чтобы дойти до полного доверия, нужно пройти эволюцию — путь из четырех уровней.

  • На первом уровне любой челлендж (его еще называют проблемой) вызывает у человека ступор. Сотрудник приходит к руководителю и спрашивает, что с этим челленджем делать.
  • На втором уровне он уже начинает думать самостоятельно, и приносит не только челлендж, но и варианты решения: один, два, три.
  • Третий уровень — это когда специалист приходит с челленджем, несколькими вариантами решения и формулировкой: "Я предлагаю решение №2, потому что оно быстрее/дешевле/эффективнее". Все, что ему нужно, это лаконичное: "Да, согласен". Это уже уровень глубокой вовлеченности.
  • На четвертом уровне сотрудник вообще не приходит к руководителю, решает все сам. У него есть accountability, он постфактум отчитывается о проделанной работе — в рамках своих полномочий.

Если представить, что все сотрудники находятся на четвертой ступени лестницы доверия, вопрос о ежедневной коммуникации с руководителем уже не стоит. Таким людям можно передать все процессы и спокойно уехать. Но в команде молодого стартапа это практически нереально.

Приглашая людей в команду, я стараюсь сразу предоставить максимальный уровень доверия. Я слушаю человека, узнаю его подход, концепцию, цели. Даю свободу, даже если в чем-то не согласен. Но все равно регулярно общаюсь, слежу за результатами, направляю. Крайне редко компетенции молодого специалиста позволяют быстро передать ему все полномочия. Приходится держать руку на пульсе и постепенно проходить эволюционный путь вместе.

К слову, в эволюции доверия возможно движение и в обратном направлении. Человек подвел один раз — опустился на ступень ниже, еще раз — снова опустился. Учитывая, что подняться даже на третью ступень довольно сложно, лимит доверия ограничивается двумя крупными ошибками, исправление которых ложится на плечи команды. Кому-то может показаться, что это звучит жестко, но я придерживаюсь принципа "скорость каравана в пустыне равна скорости самого медленного верблюда". Если специалист не готов (или пока не готов) выкладываться, не стоит его удерживать: от неэффективных сотрудников страдает вся команда. Люди в стартапе — самый важный и ценный ресурс, поэтому я и начинаю разговор именно с людей и межличностных отношений.

Бизнес-процессы: OKR-подход

Следующий вопрос — это организация. Мы последние несколько месяцев придерживаемся методологии objective key results — OKR.

Суть метода в том, что определяется несколько ключевых целей на определенный промежуток времени (квартал или год), притом они задаются как для всей компании, так и для конкретных сотрудников. Для каждой из поставленных целей определяются 3–5 измеримых параметров, по которым можно судить о результатах, которых удалось достичь на данном направлении.

Например, компания зарабатывает $70 000 в месяц и хочет повысить прибыль до $100 000 через три месяца. Это и будет одной из целей на уровне компании. Ключевыми результатами на уровне компании могут быть, например, следующие: вырасти в продажах от основных продуктов с $50 000 до $80 000; вырастить продажи от неосновных продуктов с $5 000 до $20 000; увеличить количество целевых визитов на сайт с 800 тысяч до 1,5 миллиона; запустить три новые дифференцирующие вас особенности (differential advantages).

Когда утверждены и ясны основные цели компании, то каждый сотрудник уже планирует и синхронизирует свои цели с общими, чтобы добиться результата.

Один специалист будет работать над конверсией лендинга, другой — снижать стоимость клика в рекламе, третий — повышать количество переходов на сайт из соцсетей. Все, что не соотносится с OKR, мы в работу не берем. Это отфильтровывает лишнее и помогает держать фокус.

И главная цель команды, и промежуточные цели отдельных специалистов ставятся по принципам SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound). Это аббревиатура, расшифровка которой переводится так: конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная во времени. То есть, если мы говорим о цене клика, ее нужно не просто снизить, а снизить с 12 до 8 центов к 1 октября 2017 года. Это SMART-цель. Даты и цифры здесь условные, важно понять принцип.

Чтобы поставить себе цели и определиться с ближайшей стратегией, стараемся раз в квартал всей командой выезжать подальше от Киева и устраивать брейншторм. Незнакомая обстановка позволяет полностью отключиться от домашних, семейных забот и сконцентрироваться. Каждый погружается в обсуждение, глубоко понимает общие и персональные цели. Впоследствии оставить таких сотрудников не страшно: каждый из них осознает, куда мы идем, и результат команды будет зависеть от него лично.

Взаимодействие в команде: scrum и kanban

Когда есть нужные люди в команде, есть взаимное доверие и четкие цели, остается организовать слаженную работу. Мы пришли к выводу, что не стоит зацикливаться на одной методике управления проектами. Dev team работает по принципам scrum, а e-commerce team использует kanban. Первая отвечает за сам продукт, вторая — за его продвижение, коммуникации с пользователем, продажи.

В scrum используется принцип спринтов, каждый из которых длится две недели. Отталкиваясь от OKR, выбираем цель на эти две недели, формируем команду. У этой команды есть определенное количество задач, которые должны привести к цели. Через две недели можно проанализировать результат и определить новые задачи, на новый спринт. Очень важно, чтобы в компании был scrum-мастер, который действительно понимает все эти процессы и может обучить коллег. У нас это второй основатель проекта — Тарас Полищук. Он сертифицированный scrum-мастер, прошел официальное обучение.

Kanban, как и scrum, относится к agile-методологии: это тоже гибкая методика. Только в kanban нет спринтов, а есть карточки с задачами, которые имеют свой статус: готово/не готово. Иногда используется более широкий перечень статусов: не готово, в работе, почти готово/ждет утверждения, готово. Я руковожу e-commerce team, и мы работаем по этой методике. И мы, и dev team используем Trello для контроля задач.

Чтобы все это работало в долгосрочной перспективе, проводим Daily Scrum. Это известная методика, которая заключается в ежедневных коротких "летучках", стендапах. Каждое утро команда созванивается на 15 минут, чтобы уточнить статус по текущим проектам, коротко отчитаться о проделанной работе и сообщить о планах. Каждый говорит о своем направлении. Я стараюсь не часто принимать участие в Daily Scrum нашего dev team, они должны быть самоорганизованной командой и привлекать меня только как product owner"а (человека, отвечающего за продукт). Гораздо чаще общение происходит с e-commerce team — это помогает оставаться в курсе происходящего. Так что я всегда с командой, где бы ни находился. Лайфхак по теме: для связи в других странах советую настроить роуминг. У меня "Киевстар", условия которого позволяют и звонить, и пользоваться интернетом (для видеозвонков тоже). Публичный Wi-Fi нередко дает слабый сигнал или вообще разъединяет каждые 15 минут, незначительная экономия того не стоит.

Топ-5 приложений для удаленного управления командой

У меня очень много каналов общения, но самые важные рабочие вопросы удалось перевести в пять сервисов.

  • Slack — главный корпоративный мессенджер, в котором происходит все общение команды.
  • Skype — исключительно средство видеосвязи. Мы им не слишком довольны, но пока не подобрали альтернативу.
  • Trello — корпоративный "органайзер" с удобными досками и чек-листами.
  • Gmail — для развернутой переписки. Почта пока остается единственным инструментом, где ничего не теряется. Мне нравится, что можно даже прочитанное письмо отметить как непрочитанное, и я о нем точно не забуду.
  • Google Docs — единственный текстовый редактор, которым мы пользуемся. Доступ из любой точки мира и возможности совместного редактирования — это очень удобно.

Задача СЕО — быть лидером, а не менеджером. Лидер — это тот, кто смотрит сверху и говорит, куда нужно идти. Это не организатор. В таком контексте становится понятно, что в удаленном управлении командой в роли СЕО нет ничего удивительного. Сложность лишь в том, что я не знаю лично ни одного руководителя стартапа, который бы занял кресло СЕО и больше ничего не делал. В стартапе один и тот же человек может одновременно исполнять роль СЕО и CIO, коммерческого и операционного директора, growth hacker"а, product owner"а. Важная задача — постепенно отходить от такой мультизадачности, делегировать полномочия и концентрироваться на лидерской роли. И тем, кто постоянно находится в офисе, сделать это порой даже сложнее.

До встречи на фестивале Get Business Festival, где вы сможете получить ответы на свои вопросы. Билеты уже в продаже