От профсоюзных путевок до онлайн-бронировок: как эволюционировал украинский туризм

За долгие годы существования украинский турбизнес и турист прошли непростой путь и эволюционировали до неузнаваемости. За всеми метаморфозами рынка наблюдала и наблюдает директор по туризму "Пан Укрейн" Ольга Юденко

"Здравствуйте! Пока я купалась, птицы склевали мой завтрак. Что делать?" — вполне реальный звонок реального туриста, отдыхающего на Мальдивах. Цвет обоев в номере отеля, ассортимент йогуртов на завтрак и разновидности водорослей на пляже — современный турист на отдыхе замечает все, и обо всем, что не устраивает, оперативно сообщает в турфирму.

Кажется невероятным, что каких-нибудь двадцать лет назад за счастье почиталось "достать путевку" в санаторий, где в номере было четыре кровати с продавленными матрацами, а на обед подавали макароны с котлетой. О существовании кондиционеров тогда не знали, зато активно пользовались кипятильниками.

За эти годы украинский турбизнес прошел непростой путь и эволюционировал до неузнаваемости.

Польша и Стамбул в начале 90-х, Египет, Турция, Тайланд в 2000-х и "любой каприз" в последние годы.

Когда распался СССР и открылись границы, у украинцев не было денег на отдых. Турфирмы прокладывали шоппинг-маршруты. Кроме Польши и Стамбула была Италия — выбор был скромный, но полностью удовлетворял потребности первых украинских предпринимателей.

После нескольких лет поездок "за товаром", сделав первые капиталы, украинцы решили, что пора и отдохнуть. Поэтому, когда мы запустили первый в стране чартер на Анталию (1995 год), продали все и сразу! Предлагали три отеля: 3*, 4*, 5*. Было удобно, понятие "горящий тур" отсутствовало. Потом запустили Египет и Тунис.

Правильным отдыхом считалось многочасовое лежание на пляже и еда без ограничений. А главное — после ненавязчивого советского сервиса туристы купались во внимании персонала заграничных курортов. Это-то и подкупало больше всего. Экскурсий не заказывали. Интерес к достопримечательностям возник позднее. Отдых обходился в $150-$200.

Основная тенденция того периода — туристы готовы были ехать туда, куда предлагало агентство. Долго не раздумывали. Сказывалась привычка к дефициту.

В 2000-м туризм обрел Интернет. Сейчас смешно вспоминать, но мы тогда писали руководству объяснительную записку, в которой обосновывали, зачем подключать это ноу-хау к компьютеру (в то время считалось дорогим удовольствием). Бизнес стал стремительно развиваться.

2000-2008 гг. — расцвет турбизнеса. Соотечественники массово осваивают all-inclusive в Турции и Египте. Укрепляет позиции Тайланд. Формируется и категория туристов, желающих продолжать открытия: Европа, Азия, острова… А потом был кризис! Стабильными клиентами оставались люди с достатком. Они-то во многом и изменили политику туркомпаний — клиент становится главным.

С 2010-го тур-рынок начал оживать. Новый этап. Турист больше не покупает то, что есть. Это рынок готов предложить услуги, следуя пожеланиям туристов. Захотелось туристу чего-то эдакого, с приключениями — появилась Латинская Америка, Китай, ЮАР. Теплоты душевной — пожалуйста, Грузия! Восточной сказки — что угодно от ОАЭ до Узбекистана. А недавно одна парочка из Одессы полет в космос прикупила… В общем, с каждым годом на рынке будет все больше предложений.

И больше возможностей. Онлайн бронирование билетов, туров, отелей — Интернет дает туристам безграничные возможности по организации отдыха. Правда не дает гарантий. И возможности пожаловаться. А это, как не крути, одна из характерных черт менталитета. Поэтому мы не только продаем туры, но и шлифуем навыки психологов, страноведов и, понятное дело, синоптиков: "Здравствуйте! Скажите, а какая температура, влажность воздуха и погода будут в Батуми 1 сентября?"

Вполне реальный звонок реального туриста, собирающегося в Грузию.