НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Подальше от забоя: как шахтеры становятся программистами, энергетиками и водителями

Иногда работникам промышленных компаний приходится искать себя в новых сферах труда. В мире существуют примеры радикального перепрофилирования тысяч шахтеров. Возможно, Украине следует обратить внимание на этот опыт

Одна из основных проблем, связанных с закрытием неприбыльных шахт — последующее трудоустройство сокращаемых с производств шахтеров. Реструктуризация человеческого капитала в этом случае часто подразумевает переориентацию экс-горняков в профессии, смежные тем, которыми они занимались в горнодобывающей отрасли. Но так происходит не всегда. Re:Mines собрал несколько примеров радикальных программ по перепрофилированию бывших шахтеров.

Чистый код

В этом году количество рабочих мест в угольной отрасли американского Кентукки снизилось до рекордного минимума. 6900 — именно столько шахтеров сейчас заняты на горнодобывающих предприятиях штата. Таким количеством горняков отрасль Кентукки обходилась более века назад — еще на заре шахтного бума. Уже несколько десятилетий этот бум идет на спад и, соответственно, ежегодно сокращается количество людей, занятых в отрасли. В официальном пресс-релизе штата отмечается, что за первые три месяца 2016-го горнодобывающие предприятия региона сократили 1500 шахтеров. Это 17,9% от всего имевшегося количества.

Крупнейшая шахта Кентукки, Pike County, за последние 20 лет снизила производство на 89%. В общем же по штату с середины 1990-х добыча угля упала на 21,6%. Словом, приставка "горнодобывающий регион" все меньше отражает нынешнюю социальную и экономическую реальность Кентукки.

Средняя зарплата шахтера в штате составляет $60-70 тыс. в год. Одна из основных проблем, порождающих недовольство горняков политикой властей и региона, и страны в целом: после сокращения с закрывающихся шахт они не могут найти работу, которая бы позволяла зарабатывать не меньше, чем на горнодобывающем предприятии.

Правда, недовольны не все. Среди нескольких государственных и частных программ по перепрофилированию бывших шахтеров самая неординарная и неочевидная, но наиболее экономически интересная инициатива — переориентация экс-горняков в программистов.

Отчасти успех этой программы связан все с теми же цифрами зарплат шахтеров: $60-70 тыс. в год — сумма, которую получают кодеры в этом регионе.

Мотивацией для многих шахтеров взяться за программирование послужил именно этот факт: они хотели вернуть свои обычные доходы.

Несколько лет назад одна из IT-компаний взялась обучить шестерых горняков. В итоге стартап разросся в целую программу по профессиональной переориентации. Только в прошлом году заявки на обучение программированию подали 950 бывших шахтеров.

Программа обучения длится 22 недели. За это время экс-горняки осваивают HTML, CSS и прочие компьютерные языки, так или иначе связанные с интернетом. После — проходят собеседования в IT-компаниях штата.

Кентукки — далеко не Силиконовая долина. Например, сотрудники местной компании Bit Source, практически полностью укомплектованной бывшими шахтерами, даже уверяют, что в штате самый медленный интернет в стране. Тем не менее, высокие технологии и люди их обслуживающие нужны везде. На счету экс-горняков из Bit Source, например, уже несколько выполненных проектов, облегчающих жизнь приезжающих в Кентукки туристов — интерактивные мобильные приложения, помогающие лучше ориентироваться на местности.

В Bit Source говорят, это только начало. Основная идея горняков, обучившихся кодингу, — превратить Кентукки в крупный IT-хаб региона. Что-то вроде неофициального слогана компании выглядит так: мы больше не можем торговать углем, но зато теперь можем продавать компьютерный код.

Солнце вместо угля

В 2014 году доля работающих американцев, задействованных в отрасли солнечной энергии, выросла на 22%. Одна из крупнейших компаний в этом энергетическом сегменте, SolarCity, только в том же году наняла 4000 новых сотрудников. А энергетический концерн NRG Energy выделил в отдельное направление, Home Solar, все свои инициативы, связанные с производством энергии солнца, и дополнительно нанял в это подразделение 500 человек.

Всего же за 12 месяцев 2014-го занятость в отрасли по стране увеличилась на 31 тысячу рабочих мест. Одно из 78 создающихся рабочих мест в Америке приходится на сферу, связанную с солнечной энергией. Общее же их количество в ней сейчас составляет 174 тысячи.

Аналогичная цифра из смежной энергетической области, угольной, равняется 93 тыс. чел. В производстве энергии из угля в Америке уже задействовано почти в два раза меньше людей, чем в сегменте энергии солнечной. И динамика такова, что компании, занимающиеся солнечной энергией, и дальше будут нанимать больше людей, чем горнодобывающие предприятия и угольные электростанции. Если только вторые не станут меняться, как, например, поступил бывший угольный концерн DSM North America, который 100% энергии теперь производит из возобновляемых источников.

Энергетический тренд, который взяли на вооружение крупные энергетические корпорации, оказался одним из успешных кейсов и для малого бизнеса.

История Дейна Глюека, основателя компании StraightUp Solar, расположенной в американском Сент-Луисе, выглядит подтверждением этому и может считаться чем-то вроде наглядного символа перехода от индустриальной эпохи к пост-индустриальной.

Глюек — бывший шахтер, который десять лет назад, проникшись книгами и статьями именитого эколога Билла Маккиббена, угольной энергии предпочел энергию из возобновляемых источников. И столкнулся с проблемой: по его словам, исследовав рынок предложений родного штата Миссури, он выяснил, что в нем нет ни одного сертифицированного специалиста, который специализировался бы на установке и настройке солнечных батарей.

Таким специалистом в итоге стал сам Глюек. Первые получают больше — карта покрытия сетью солнечных панелей компании StraightUp Solar усеяна флажками, расположенными на территориях двух штатов — родного Миссури и соседнего Иллинойса.

Дорога из шахты

В этом году американское правительство выделило $14,5 млн в качестве грантов на различные программы по профессиональной переориентации шахтеров, сокращаемых с закрытых шахт. Седьмая часть этой суммы — самый крупный транш — досталась штату Огайо.

Одна из основных инициатив, на которые власти штата собираются потратить эти деньги — обучение экс-шахтеров управлению фурами — крупногабаритными грузовыми автомобилями, перевозящими грузы между городами и штатами. $12000 — приблизительно в такую сумму обходится обучение одного водителя, и эта сумма покрывается грантом.

Статистика официального сайта американского сообщества водителей грузовиков сообщает, что в год 70% всех грузов в стране перевозится именно фурами.

Это более 9 млрд тонн, которые развозят 3 миллиона лицензированных водителей грузовых автомобилей.

Индустрия оценивается в $700 млрд и постоянно нуждается в большем количестве водителей.

Словом, Огайо выбрал программу по профессиональной переориентации бывших шахтеров в водителей грузовиков не случайно. Плюс географически он соседствует с парой крупных штатов — Пенсильванией и Западной Виргинией. В Огайо проходят несколько основных трасс, связывающих территорию Аппалачей. Работает масса школ по обучению водителей траков и транспортных компаний, которые нанимают выпускников автошкол. Основные массовые шоу крупногабаритных грузовых автомобилей также базируются в Огайо. В общем, насколько регион считался шахтерским, настолько же ассоциировался и с грузоперевозками.

В программе штата по перепрофилированию бывших шахтеров в водителей уже участвует несколько сотен экс-горняков. Мотивация большинства из них — экономическая: в отличие от угольной отрасли, сфера грузоперевозок штата только расширяется. Murray Energy Corporation — третья по величине угольная корпорация США в этом году сократила 1800 сотрудников. Общее количество предложений в грузоперевозочном секторе Огайо стабильно исчисляется сотнями. $1000 в неделю — где-то на такую сумму может рассчитывать экс-горняк, став водителем фуры. Это примерно столько же, сколько он получал в забое.