- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Подземная культура: 5 примеров, как закрытые шахты получают новую жизнь
Истории множества шахтерских городов по всему свету до скучного похожи. Когда добыча угля становится нерентабельной, шахты закрываются. Важные горнодобывающие центры превращаются в унылые населенные пункты, жители которых тают от безработицы. Вернуть жизнь в такие города вполне возможно, если найти заброшенным предприятиям новое, нестандартное применение. Например — превратить их в приносящие прибыль арт-объекты, как это успешно делают во многих странах мира.
Уголь как объект искусства
На рубеже XIX-XX веков бельгийский город Генк с населением около трех тысяч был известен как тихая живописная провинция. В 1901 здесь обнаружили залежи угля, после чего Генк начал резко индустриализироваться. Поблизости открыли сразу три шахты, что вызвало резкий рост населения — сегодня оно насчитывает свыше 60 тысяч человек. В 1960-х добыча угля в стране пошла на убыль, а к концу 1980-х и вовсе прекратилась. Шахты Генка были закрыты, а город перепрофилировался на автомобилестроение.
Почти 20 лет сотни тысяч квадратных метров горнодобывающих предприятий оставались заброшенными. В 2000 власти Генка выкупили территорию у владельцев, решив вернуть ее к жизни.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaИнициатива обернулась успехом. Так, в 2012 году шахта Ватерсхай в Генке была избрана местом проведения Девятой европейской биеннале "Манифеста" — форума современного искусства, который по значимости стоит в одном ряду с Венецианской биннале. Место проведения определило тематику — "Манифеста 9" была посвящена постиндустриализму. Экспозиция делилась на три секции. В одной 37 художников из разных стран посвятили работы глобальным изменениям в мировом производстве, другая рассказывала об истории угледобычи Бельгии и Европы, наконец, третья, под названием "Век угля", состояла из 80 произведений, представляющих уголь как объект искусства. Шахта оказалась удачной локацией для арта: "Манифеста" в Генке собрала более 100 тысяч человек, что в два раза превысило прошлый рекорд посещаемости этого мероприятия, составлявший 50 тысяч посетителей.
В последние же годы количество гостей Генка выросло в разы. Около полумиллиона туристов ежегодно посещают шахту Винтерслаг. Еще в 2005 году здесь открылся креативный хаб под названием "C-mine". Помимо офисов для компаний, занимающихся дизайном, разработкой приложений и другими новыми технологиями, здесь постоянно действуют академия и музей дизайна, концертный зал, выставочные пространства и зоны отдыха.
Парк советского периода
После закрытия эстонская шахта Кохтла не превратилась в груду гниющих развалин, а продолжает жить. Котлахский шахтерский парк-музей — хороший пример того, как сравнительно небольшими усилиями постсоветский индустриальный комплекс сделать довольно интересным объектом региональной культуры.
Шахта в поселке Кохтла-Нымме начала работу в 1937 году. За 64 года работы она успела добыть боле 48 млн тонн горючего сланца. Всего через несколько месяцев после закрытия, в 2001 году здесь был реализован проект по созданию шахтерского парка-музея.
Особенность музея в том, что внутри шахта осталась точно такой же, как и десятилетия назад, разве что для удобства туристов в туннелях повесили дополнительные лампы и положили деревянный настил. В остальном же шахта Кохтла является памятником своего времени: от устаревшей техники, ржавеющей на поверхности, до "шахтерских обедов", которыми женщины в белых халатах угощают туристов под конец экскурсии. Интересно, что "второй шанс" получил не только горнодобывающий комплекс, но и бывшие сотрудники шахты, которые сегодня работают здесь экскурсоводами.
Музыкальная шкатулка
В течение многих десятилетий город Уаньи (Па-де-Кале, Франция) был одним из крупнейших центров добычи угля в стране. Как и многие подобные места по всему миру, город потерял свою индустриальную значимость к началу 1990-х годов. Спустя 15 лет после этого Уаньи стал знаменит не только во Франции, но и во всем мире — снова благодаря старой угольной шахте.
Построенная в начале прошлого века шахта 9/9бис была закрыта в 1990 году. В 2005 бюро Herault Arnod Architectes выиграло конкурс на реновацию индустриальной зоны: по задумке архитекторов шахту следовало превратить в объект, который бы повысил туристическую и инвестиционную привлекательность города.
В рамках проекта на месте угольной шахты было построено уникальное здание, которое является одновременно концертным залом и музыкальным инструментом. Сооружение размером 1980 квадратных метров получило название "Метафон". Оболочка концертного зала представляет собой специальную металлическую конструкцию, на которой размещены несколько сотен облицовочных панелей. Ноу-хау состоит в том, что резонируя, панели сами создают звуковые колебания. Они подключены специальному контроллеру, которым из отдельной комнаты управляет оператор. Таким образом, дом может принимать участие в концертах, как один из музыкальных инструментов. С помощью клавиатуры оператор также управляет барабанами, ксилофонами, цимбалами и другими инструментами, расположенными на террасе здания. Электроэнергию обеспечивают солнечные панели на крыше здания, а на фасаде установлены цветомузыкальные блоки.
Превращение заброшенной угольной шахты в архитектурное чудо света обошлось создателям "Метафона" в 6,5 миллионов евро.
Надежда покинутого города
Угольная шахта Самчхок расположена на высоте 832 метра в корейском городе Чонсон. В 1964 году, когда она была построена, страна находилась на пике индустриализации. На предприятии работало три тысячи шахтеров, а сам город процветал. Шахта Самчхок просуществовала менее 40 лет и успела добыть около полутора миллионов тонн угля. В 2001 году добыча была прекращена, после чего почти 80% жителей предпочли покинуть эти места. Город практически исчез.
В надежде снова его возродить в 2003 году на базе бывшей шахты открылся центр культуры и искусств Samtan Art Mine. Его создателей вдохновил опыт немецкого арт-центра Цольферайн.
Главное здание Samtan Art Mine состоит из четырех этажей, каждый из которых поделен на две части: одна посвящена истории шахты и горному делу, вторая — современному искусству. На одном из этажей расположен мини-отель из 15 комнат, который позиционирует себя, как пространство для уединения творческих личностей. Остальные этажи отданы экспозициям японского и корейского искусства, музею истории Самчхока, архиву, резиденциям художников. Кроме того на территории арт-центра есть винный завод, ресторан и большой магазин сувениров.
Кроме туристов, Samtan Art Mine привлекает телевизионщиков и киношников. В туннелях шахты регулярно снимают корейские фильмы, телевизионные шоу и музыкальные клипы, что немало способствует популярности локации.
Три уровня реновации
Исторический угольный рудник Гвидо, основанный в 1855 году, расположен в городе Забже, находящемся в Силезском воеводстве на юге Польши. В 1990 году правительство посчитало, что уголь здесь добывать нерентабельно, а потому закрыло большинство шахт Силезии. В первое время такое решение не лучшим образом сказалось на местных жителях: значительно выросла безработица, популярность получили знакомые нам "копанки".
Со временем ситуация стала меняться. Промышленный регион снова начал развиваться. В 2007 году шахта Гвидо открылась в качестве шахты-музея. В первый же год ее посетило 17 тысяч посетителей, сегодня количество туристов значительно выросло.
Часть нового культурного центра посвящена истории шахты. Причем для посетителей на выбор представлены три маршрута разной степени сложности. Первый — на глубине 170 метров, где можно гулять всей семьей. Пройти по маршруту на 320 метрах можно только взрослым, да и то, одев защитный костюм. Наконец, третий уровень на глубине 355 метров, который открылся буквально недавно, максимально приближен к суровой шахтерской реальности для любителей острых ощущений.
На среднем уровне шахты находится самая активная часть Гвидо — культурно-развлекательный и деловой центр под названием "K8 zone". В просторных помещениях центра проходят как деловые конференции, так и театральные постановки, кинопоказы, выставки. А в самой глубокой точке "K8 Zone" расположен один из самых культовых пабов в Силезии, благодаря чему поток посетителей шахты-музея не иссякает.