- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Портрет украинского интернет-предпринимателя
Больше профи, меньше новичков
По оценке Prom.ua, сегодня украинские интернет-предприниматели активно работают на рынке электронной коммерции — почти 80% компаний торгуют около 3 лет и больше, а новичков всего 16%. Для сравнения, еще 3 года назад каждый второй интернет-предприниматель имел стаж работы на площадке около 1 года.
Покупатели от этого только выигрывают, так как продавцы со стажем имеют хороший рейтинг и отзывы, умеют работать с клиентами, обеспечивая качественный сервис обслуживания. Например, 43% продавцов маркетплейса пользуются мобильным приложением, чтобы быстро обрабатывать заказы покупателей.
В интернет-бизнесе мужчин в 2 раза больше, чем женщин
70% всех интернет-предпринимателей маркетплейса, которые зарегистрированы как ФОПы, — мужчины. Такая же ситуация в Казахстане и Беларуси, где на аналогичных торговых площадках мужчин-предпринимателей вдвое больше, чем женщин. Особенно это видно в Беларуси — 77% мужчин против 23% женщин.
Зато женщины активнее продают через интернет авторскую одежду и украшения. Так, специалисты хендмейд-площадки Crafta.ua отмечают, что 72% мастеров — женщины, которые работают как дизайнеры и создают собственные бренды одежды, обуви и аксессуаров для детей и взрослых.
Онлайн-бизнес в регионах растет
Самая активная в интернет-торговле — столица. На маркетплейсе зарегистрировано 276 тысяч интернет-предпринимателей из Киева. После столицы идут такие области: Днепропетровская, Харьковская и Одесская.
В отличие от центра и востока, предпринимателей с западных областей не так много. Зато именно в этих областях количество интернет-продавцов растет вдвое быстрее, чем в городах-лидерах.
По данным аналитиков, больше всего заняты те предприниматели, которые торгуют одеждой и обувью, товарами для дома, техникой и электроникой, а также продукцией для красоты и здоровья.
"Количество категорий товаров, которые покупатели готовы заказывать онлайн, постоянно растет, — объясняет Иван Портной, руководитель маркетплейсa Prom.ua. — Например, кроме популярных одежды, техники и электроники, все чаще покупатели заказывают в интернете продукты питания и напитки, инструменты, товары для хобби, рукоделия и книги."
Таким образом, интернет-предпринимателям нужно быть готовыми к тому, что в скором времени спрос на эти товары возрастет.
Заблуждения интернет продавцов
Главный вопрос для любого интернет-предпринимателя — как начать быстро продавать и зарабатывать. Часто начинающие продавцы думают, что открыв магазин в интернете, клиенты потекут рекой. Еще 10 лет назад так и было — на рынке предложений было мало, зато спрос рос вовсю. Любой продавец без проблем находил своих покупателей. А вот сейчас продавцу необходимо сделать больше усилий, чем просто разместить товар на сайте. Нужно уметь работать с покупателями и давать им качественный сервис.
Владелец магазина "Campstyle" на маркетплейсе, Сергей Мисенко рассказывает, что начинал свой интернет-бизнес в 2013 году с продажи товаров для туризма и рыбалки, так как сам хорошо в этом разбирался и понимал, чего хотят покупатели: "У нас нет случайных клиентов — большинство из них фанаты своего дела. Зачастую клиенты-рыбаки имеют простой дешевый телефон, зато тщательно выбирают дорогие снасти. Они требовательны к товару, поэтому для них держим профессиональное снаряжение. А вот жителям пригорода нужны недорогие товары. Предлагать им купить что-то из профессиональной линейки нет смысла — вы просто потеряете клиента, не предложив ему простые товары недорогих брендов."
Доставка потребителю
После продажи товар нужно оперативно доставить клиенту. И хорошо, если речь идет о городах-миллионниках, где работают разные службы доставки. Но если отправить посылку нужно в Бригидовку или Дашковцы, тут возникает проблема — большого выбора служб доставки нет. 100% покрытие всей территории Украины есть только у Укрпошты — 11,5 тыс. отделений. У "Нової Пошти" 2 300 отделений. При этом маленькие города и села активно заказывают товары. По данным Укрпошты, города-миллионники отправляют туда треть посылок. Столько же Киев отправляет в крупнейшие города Украины: Харьков, Днепр, Львов, Одессу.