Соси отечественное VS Купуй українське

Запоздалый текст о том, как украинцы и россияне реагируют на отечественного производителя. И есть ли между нами эта пресловутая разница? (На фото — набор отечественных продуктов российской журналистки, которая неделю жила на всем российском)

В день, когда я запустила первый магазин с исключительно украинским товарами, я смогла, пожалуй, поразмышлять на тему, которую мой редактор давно мне задала — сможет ли Россия после всех своих санкций против самих же себя развить свое собственное производство до необходимых масштабов, и если сможет, то что ей для этого надо сделать. Странная тема как для блога #MadeInUkraine, но зато у меня есть примеры для сравнения.

В середине лета, если вы помните, Россия заявила об отказе от европейских овощей и фруктов, ввела запрет на оптовый ввоз ряда продуктов и кружевных трусов. Россияне недели две писали о том, как де они будут страдать от отсутствия в их жизни сыра с плесенью, потом выпускали демотиваторы, а потом у топ-блогеров появились посты с "доказательствами", почему yotaphone лучше IРhone. И только спустя несколько недель мы узнали, почему йотафон все-таки лучше)) В отличии от айфона, у него есть шансы работать на территории России с нового года. Но сейчас не об этом.

В первые недели после введения россиянами санкций против самих себя я пыталась всерьез анализировать, что же случится после того, как вход польским яблокам и французским сырам закроется. После "выедания мозга" у знакомых экономистов мы пришли к выводу, что доля импорта в структуре потребления что в Российской Федерации, что в Украине такова, что изменения даже в 5% покрыть за счет собственного производства ни в течение года, ни двух невозможно. Россияне так умело обращаются с информацией, что уже через неделю после публичного объявления о введении "санкций" найти открытых данных по импорту в интернете не удавалось. Анализировали по данным 2009 года. Но вывод неутешителен. Даже если взять те же польские яблоки, которые едят и в России, и в Украине зимой (по той простой причине, что свои мы выращиваем, но не умеем хранить до нового урожая), то вырастить их внутри России в объемах, съедаемых россиянами, невозможно ни за год, ни за два. В лучшем случае это перспектива 4-5 лет. И то, если освоение новой территории будет идти сталинскими методами (благодаря которым, кстати, у нас в Украине успешно выращивают рис и черный чай). А пока придется очень быстро перераспределять потоки импорта и заказывать яблоки, например, в Марокко, которое, кстати, не факт, что готово к таким перспективам. Перераспределение потоков такого масштаба тоже займет 2-3 года, потому что фрукты — их вырастить надо. Поэтому что бы там ни писали в указах, а есть россияне будут все те же европейские продукты в ближайшие годы, только завозить их будут через… Ну сами поняли, объездными путями. И шутка о белорусских креветках может стать далеко не шуткой.

Легче мне, конечно, говорить о морально-этической составляющей поддержки собственного производителя. Помню, когда я начинала эксперимент, многие не понимали, зачем я это делаю. Но отчетливо помню одно: не было злых и матерных комментариев. Пару раз написали "все украинское г..но", но для интернета это чистая нейтральная позиция, мы же знаем)) Читатели и знакомые удивлялись, что так много производится в нашей стране, пробовали что-то вместе со мной, ругали упаковку, отсутствие рекламы, точек продаж, плохой сервис. Но помню очень хорошо, что даже в самой невозможной ситуации пытались купить понравившуюся косметику, пальто, сапоги. Опять-таки, после покупки ругали за этикетку или сервис… Реже — качество продукции. И вы знаете, что потихоньку те, кого ругали, начали исправляться. Кто-то переделывает упаковку, кто-то ставит систему учета, чтобы легче было обслуживать клиентов, кто-то улучшает сервис.

А потом наступила война. Именно война, я все-таки хочу быть честной. И многие массово отказались от российских товаров, начав покупать украинские. И не было ни слов нареканий, ни жутких шуток-демотиваторов. Только массово задавались вопросы: видели пасту? Где? Как она? Мне надо срочно!

Надо еще добавить, что после начала моего эксперимента в феврале 2013 года российские журналисты дважды пытались повторить "подвиг". Журналистка из Esquire продержалась неделю, после чего выдала достаточно едкий пост о лаптях и сарафанах, а также о том, как ей было тяжело жить, используя некачественные российские товары, и насколько невозможно это сделать. Текст разбавляла фотография в сарафане и тех самых, очевидно, лаптях, чтобы уже точно показать всем потребителям, что российское носить нельзя. Ок, у нее были более сложные "условия", чем у меня во время эксперимента, — комплектующие в товарах тоже должны были быть российские. Но в любом случае после такого материала хотелось побыстрее выехать на Запад и купить себе нормальные туфли.

Второй эксперимент провела некая жительница из Новосибирска, которая решила на год заместить китайские товары российскими. Честно говоря, есть у меня большие сомнения по поводу этого эксперимента по одной простой причине: Ольга (так звали героиню) уж больно упорно жаловалась на отсутствие в России нормального шампуня. А кто, как не мы с вами, отказавшиеся от продукции концерна "Калина", знаем, насколько большой ассортимент у этого производителя в уходовой косметике для любого кошелька. От шампуней "100 рецептов" и "Чистой линии" многие из украинских женщин во времена начала оккупации отказывались буквально со слезами. Спасибо нашей фабрике "Эльфа" за упрощение перехода на отечественное. А вот найти замену российской зубной пасте Splat не смогли многие наши соотечественники, уж больно она хороша. Я, наверное, смогу рассказать этой девушке Оле гораздо больше о российских производителях просто потому, что за полтора года (эксперимент и после) научилась читать этикетки. И точно могу утверждать: и косметику, и парфюмерию, и одежду в России делают. Да и с разнообразной едой-рыбой точно лучше, чем у нас, просто по одной причине — страна намного больше, климат разнообразней. Так что не надо ля-ля, как говорится. Так что вряд ли этот эксперимент имел место быть, но да Бог с ним. Пишу не для того, чтобы похвалить себя... А чтобы убедить нас с вами, что мы просто отнеслись к идее потреблять родное гораздо толерантней.

Ну и чтобы совсем убедиться в том, что мы все-таки готовы поддерживать своих, могу привести пример фестивалей. Даже не магазина, потому что 5 дней работы (пусть даже с выносом декора магазина) — никакой не вывод. А вот тысячи людей, приходящих в войну, в кризис, в безденежье голосовать своими кровными деньгами за тех, кто на своей же земле что-то производит — это показатель. Хотя еще год назад я была убеждена, что тратить деньги, чтобы поддержать своих предпринимателей, украинцы не будут. И хорошо, что ошиблась.

Так что вывод тут простой и очень девичий, что ли. Я точно на собственном опыте убедилась (и много раз за эти полтора года изучения рынка укрпроизводства видела своими глазами), что иногда важна просто поддержка — покупателей, друзей, тех безумных, кто верит в твою идею. И тогда все получается. А она у вас сейчас есть, дорогие производители!