- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Звук с пометкой Handmade in Ukraine
Летом 2013 года украинский дизайнер Виталий Потоцкий побывал на экскурсии по заводу Горацио Пагани. Итальянский инженер, работавший в Lamborghini, в 1992 году основал собственную компанию, реализовав мечту создать автомобиль. В 2013 году экскурсию для Виталия Потоцкого проводил уже всемирно известный создатель эксклюзивных суперкаров Zonda и Huayra. "Знакомство с Горацио, посещение фабрики, его рассказ о создании автомобилей еще больше убедили меня во мнении, что нужно рисковать и делать", — вспоминает создатель украинских аудиосистем Pototskiy.
Идея сделать собственную акустическую систему возникла у украинского дизайнера интерьеров после того, как он обнаружил в машине разряженный аккумулятор: отдыхая за городом, Виталий Потоцкий с друзьями целый день слушали музыку, что и посадило батарею автомобиля. После этого инцидента украинский предприниматель начал искать в магазинах аудиосистему, которая давала бы качественный и громкий звук, но при этом была бы компактной и работала от собственных аккумуляторов. "В 2011 на рынке ничего подобного найти не удалось. Тогда я решил сделать ее сам. Собрал первый образец для себя, второй — подарил другу, третий — продал, — вспоминает Виталий Потоцкий. — Я понял, что спрос на такие аудиосистемы есть, а их производство меня увлекает".
Дизайн корпуса аудиосистем Pototskiy предприниматель разрабатывал сам. Для создания электроники он привлек украинского инженера, который занимается акустическими системами последние двадцать пять лет. Цель проекта — создать компактную аудиосистему, которая работала бы более 10 часов без подзарядки и выдавала качественный звук — накладывала ограничения на размеры корпуса. Но после ряда экспериментов в 2013 году появился первый прототип модели Junior.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaТрудности сборки
Следующим этапом стал поиск мастеров и комплектующих для серийного производства техники. Около года Виталий Потоцкий провел в командировках по всей Украине. Главной сложностью было найти производителей деревянного корпуса. Как это ни парадоксально, но натуральный материал редко используется в аудиосистемах. Причина — дороговизна древесины, ее нестабильность, сложность обработки и сборки. В итоге несколько отечественных фабрик не смогли реализовать задумку дизайнера. "Корпуса трескались, расклеивались. В какой-то момент начали опускаться руки, — сетует Виталий Потоцкий. — Казалось бы, что сложного в том, чтобы склеить 6 деталей?".
Лишь спустя год предприниматель нашел людей, которые много лет занимались производством акустических гитар. Они смогли реализовать корпус так, как нужно, и работают с Pototskiy до сих пор.
Нашлись и поставщики комплектующих: "По нашему проекту киевский завод „СК-Техно" выпускает акустические платы и усилители мощности", — с гордостью говорит Потоцкий.
Отметим, что самая компактная модель аудиосистем Pototskiy — Junior — состоит из 170 деталей. Из них около 80% — made in Ukraine. Остальные комплектующие попросту не производятся в Украине, и их приходится закупать за рубежом. Так, динамики в аудиосистемах Pototskiy от немецкой фирмы Audiotec Fischer, израильской Morel и японской Fostex; кабеля — американского производителя AudioQuest; система креплений ремня к корпусу — еще одного американского бренда, Dunlop.
Новый этап
От первого экспериментального прототипа до проработанной аудиосистемы, которая попала в магазины, прошло около полутора лет. Широкой публике бренд Pototskiy должен был заявить о себе в ноябре 2013 года. "Вечером 29 ноября я решил, что утром открою Facebook-страницу, и это станет публичным стартом компании. На следующий день я проснулся и прочитал в новостях, что ночью на Майдане побили студентов. Я понял, что это не очень правильное время для старта. За ночь все изменилось", — рассказывает предприниматель. Страница Pototskiy в социальной сети появилась в рождественский вечер 2014 года.
На сегодняшний день модельный ряд компании Pototskiy насчитывает три портативные аудиосистемы — Junior, Vintage, Old School, которые ценители качественного звучания с радостью берут собой в поездки. Эти модели оснащены батареями, которые позволяют слушать музыку через Bluetooth или подключив к аудиосистеме телефон с помощью кабеля в течение 13-25 часов без подзарядки. Стоят такие модели от 9,5 до 13 тыс. грн. Есть у Pototskiy и полноценная домашняя акустика — модели Stone, Superior и Eclipse (от 21 до 84 тыс. грн). Модели-флагманы Superior и Eclipse имеют активное басовое звено с системой ЭМОС (электро-механическая обратная связь). Эта технология дает уровень соотношения качества и мощности сигнала, недостижимый для сабвуферов, созданных по классической схеме. Впервые использованная компанией Philips в 1963 году, сейчас технология работает в акустике всего пяти фирм. "Владеем и используем ее и мы. Это заслуга нашего инженера", — делится техническими подробностями Потоцкий.
Аудиосистемы Pototskiy полностью производятся вручную. Поэтому хотя цветовая гамма на сайте ограничена 12 вариантами, компания легко идет навстречу покупателям в пожеланиях относительно оформления. Так, одна из аудиосистем в цветах итальянского флага, украшенная гравировкой, стала подарком французским молодоженам, отмечавшим свадьбу в Италии. "Океан Эльзы" к своему двадцатилетию получил в подарок Pototskiy Junior в цветах украинского стяга с логотипом группы. "Мы делали лимитированную серию для Socar Energy, Pepsi и украинской киберспортивной команды Na`Vi", — приводит примеры основатель.
Над созданием аудиосистем Pototskiy работает 15 человек, включая офис, инженеров и производство, которое располагается в Киевской области. Они могут выпускать до 50 аудиосистем в месяц и пока справляются с потоком заказов в Украине.
На Запад
За время своей работы компания Pototskiy продала около 300 аудиосистем. Пока они представлены на прилавках только украинских магазинов-партнеров в Киеве, Днепропетровске, Одессе. Помимо специализированных магазинов музыкальной техники, устройства Pototskiy можно найти в точках продажи техники Apple — их минималистический дизайн органично смотрится среди светло-серых устройств самой дорогой компании мира.
"Мы живем в столице. Здесь много иностранных туристов, которые ходят по магазинам, смотрят, покупают. Они очень удивляются, что в Украине есть производитель акустики подобного качества. Хотя украинцы удивляются не меньше", — подчеркивает Виталий Потоцкий. Первое, что привлекает внимание покупателей — полностью деревянный корпус. У большинства именитых брендов, которые представлены на рынке, корпуса из китайского пластика. Дерево используется изредка для декора, например в продукции House of Marley. "Везде пластик, везде Китай, никакой душевности", — смеется Виталий Потоцкий.
Команда Потоцкого сравнивала свое детище со схожими по характеристикам системами зарубежных компаний и пришла к выводу, что "наша акустика звучит не хуже, а порой даже лучше брендов с большой историей, работающих в сегменте недорогих компактных систем". Серьезным экзаменом для качества звука стали уши профессиональных музыкантов — звучание первой модели Junior оценивали участники группы "Друга ріка". "Мы пишем музыку и прослушиваем ее в профессиональных студиях. Студийные мониторы воспроизводят звук кристально чисто, показывая эталон звучания. Конечно, у рядовых слушателей нет такой техники. А ваш Junior — эталон бытовой техники, которые демонстрирует, как должна звучать наша музыка в большинстве случаев", — пересказывает выводы группы Виталий Потоцкий.
В настоящее время компания работает над выходом на европейский, американский рынки — ищет партнеров, прорабатывает логистику и юридические вопросы, а также планирует наращивать мощности и расширять штат сотрудников. При этом Виталий Потоцкий не собирается идти на компромиссы: производство аудиосистем останется в Украине, а каждый экземпляр по-прежнему будет украшать надпись Handmade in Ukraine. "Каждому — максимальное внимание, в каждый вложена душа, каждый экземпляр — живой", — уверяет основатель Pototskiy.
Инвестиции в проект, которые обеспечил партнер и друг Виталий Потоцкого Грант Даян, за три года составили $170−180 тыс. В среднем месячные продажи приносят компании 100−150 тыс. грн. Бизнес еще не окупился, но партнеры планируют достичь этой точки в течение года. Уверенности в этом придают отзывы покупателей. "У нас не было недовольных клиентов. Все оставались в восторге от звучания, качества звука и сборки", — говорит основатель украинского бренда аудиосистем.
Виталий Потоцкий уверен, что заложенный с советских времен стереотип "лучшее производится за границей" уже не актуален. Украинская продукция, которая все чаще появляется на прилавках магазинов и находит отклик покупателей на фестивалях вроде Made In Ukraine, может конкурировать с зарубежными брендами и по цене, и по качеству, и по дизайну. А Pototskiy Superior уже нашел свое место в офисе вдохновителя украинского предпринимателя Горацио Пагани.