НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Год после Евро-2012: экономические итоги "праздника футбола"

8 июня прошлого года начался Чемпионат Европы по футболу Евро-2012. Как повлиял еврочемпионат на экономическое, политическое и социальное развитие Украины?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Евро-2012 — несомненно, самое яркое событие прошлого года. Которое, впрочем, могло и не состояться: по сути из отведенных на подготовку к еврочемпионату пяти лет реально Украина готовилась только два — с 2010 года. До этого времени работы шли крайне вялыми темпами. Важно отметить, что несмотря на опасения экспертов — не будет ли качество подготовки к чемпионату обратно пропорционально скорости этой подготовки — Евро-2012 прошел без ожидаемых эксцессов.

О том, сколько было потрачено на подготовку к чемпионату написано немало, так что просто напомним цифру: Украина "вложилась" в $5,5 млрд бюджетных средств, а вместе с частными инвестициями эта сумма равняется $14 млрд.Но интереснее другое — что эти миллиардные инвестиции дали Украине, кроме собственно возможности провести "праздник футбола"? Годовщина Евро-2012 — хороший повод проанализировать это.

Начнем с достижений имиджевых. Впервые за годы независимости в Европе прошла массированная промо кампания Украины. Некоторые особо оптимистичные эксперты даже склонны говорить, что проведение Евро-2012 приблизило Украину к вступлению в ЕС, хотя в самой Европе к таким оценкам относятся крайне сдержанно. А вот то, что страна теперь может претендовать на проведение крупных международных мероприятий — это факт. В УЕФА весьма жесткие требования относительно инфраструктуры принимающих стран, поэтому, получив в итоге еврочемпионат по футболу, Украина стала претендентом и на проведение многих других спортивных и не только мероприятий.

[chart_76]

* По данным: UEFA, Министерства инфраструктуры Украины, Райффайзен Банк Аваль, Инвестиционного портала InVenture — www.inventure.com.ua

Но кроме пока не осязаемых имиджевых выгод, украинские города получили и куда более осязаемые инфраструктурные. Что и где появилось благодаря Евро-2012?

Киев

В столицу было инвестировано 23 млрд гривен. С помощью частного инвестора был построен терминал аэропорта "Киев" пропускной способностью 500 пассажиров в час. В аэропорту "Борисполь" появился крупнейший в стране терминал, площадью 107 тысяч квадратных метров, и теперь аэропорт может обслуживать 15 млн пассажиров в год.

За два года построили два моста и четыре транспортные развязки. В столичном метрополитене добавилось четыре новых станции, а по железной дороге стала курсировать городская электричка.

Символика EURO-2012 сопровождает киевлян и сегодня

Киевский наземный транспорт, наконец, обновил свой парк на кредиты Европейского банка реконструкции и развития. Кроме того, в городе появилось больше 20 новых отелей.

Самой затратной была реконструкция НСК "Олимпийский" — 4,6 млрд гривен.

Донецк

Город нуждался в больших инвестициях поскольку был малопривлекательным для туристов. На подготовку турнира в Донецке и области было выделено 13,5 млрд гривен. Здесь открылся новый международный аэропорт имени Сергея Прокофьева, который стал ведущим в восточном регионе. Новый аэровокзал способен обслуживать 3200 пассажиров в час.

Донецкий аэропорт стал гордостью жителей Донбаса

Самой большой проблемой для Донецка были автомагистрали. Однако к Евро успели отремонтировать все основные дороги республиканского значения, построить новые развязки и трассу вокруг "Донбасс Арены" — первого из построенных к Евро стадионов.

Харьков

На развитие инфраструктуры из бюджета было выделено 10 млрд. гривен. В городе реконструировали и отремонтировали 169 дорог. Все они так или иначе связаны со стадионом "Металлист" входящими-исходящими воротами областного центра и маршрутами, соединяющими мегаполис с другими принимающими чемпионат городами. Футбольная арена также претерпела серьезных изменений.

Обновленный стадион стал одной из визитных карточек Харькова

Аэропорт в Харькове, оказался самым компактным из построенных к еврочемпионату, с пропускной способностью 2 млн человек в год. В его возведении, помимо государства, участвовала частная компания DCH. После окончания строительства инвестор, который потратил $107 млн, взял здание в долгосрочную аренду. Но зато в молодежной столице появилось больше всего новых отелей — 50. Среди них — пятизвездочная гостиница Kharkiv Palace, строительство которой обошлось в $126 млн.

Львов

Благодаря Евро-2012 город получил огромные дотации из государственного бюджета. Прежде всего — на строительство стадиона. Обошлась "Арена Львов" чуть более чем в 2 млрд гривен. К Евро-2012 в городе отремонтировали почти 100 км дорог.

Самым ценным достоянием города стал аэропорт, строительство которого обошлось в 2,4 млрд гривен. Его технические возможности — две тысячи пассажиров в час.

Борис Колесников и Мишель Платини инспектируют львовский аэропорт

Что касается туристической привлекательности, то Львов стал первым украинским городом, который можно увидеть в формате 3D в интернете. Также к Евро здесь разработали мобильное приложение для болельщиков — с картами города, календарем мероприятий и необходимыми адресами и телефонами. За время подготовки к футбольному чемпионату в Львове открылось десять новых отелей.

Стоила ли овчинка выделки?

В первую годовщину Евро-2012 власть, оппозиция и граждане дают разные оценки итогам и влиянию еврочемпионата. Оппозиция утверждает, что затраты, которые страна понесла для проведения чемпионата, лучше было бы направить на поднятие социального уровня жизни. Власть отвечает, что без развития инфраструктуры невозможно развитие экономики и как следствие повышение благосостояния граждан.

Как бы там ни было, а первые надежды на увеличение числа туристов, посещающих страну, уже оправдываются. Например,города, принимавшие чемпионат, однозначно повысили свою популярность: за первое полугодие 2013-го Львов впервые обошел Одессу по количеству туристов, а Киев стал основной "заграницей" для российских туристов на последних майских праздниках. Кроме того, по данным международного туристического портала GlobeSpots, Украина занимает восьмое место из десяти наиболее привлекательных стран мира для посещения в 2013 году.

Большинство туристов были тронуты гостеприимством украинцев и обещали вернуться в Украину еще раз