- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Должно ли государство вмешиваться в работу IT-сектора
Офис эффективного регулирования (BRDO), созданный по инициативе Министерства экономического развития и торговли, разработал так называемую "Зеленую книгу", посвященную регулированию IT-сектора. В прошлой статье, посвященной этому документу, мы рассмотрели как работает рынок разработки программного обеспечения. Но как же он регулируется?
Нет нормативных актов, регулирующих работу отрасли, нет лицензирования. Причем такая ситуация сложилась не в результате какой-то специальной реформы или дерегулирования, а естественным путем. "Отсутствие жесткого регулирования рынка способствовало его развитию и не принесло дополнительных рисков, потому, на наш взгляд, эффективным будет и дальше воздерживаться от внедрения специального регулирования для сферы разработки ПО", — подчеркивают эксперты.
Трудности перевода
Однако, по мнению экспертов, есть ряд процессов в отрасли, которые все же требуют участия государства. Один из них — это наем персонала и оплата его труда. "С учетом необходимости привлечения иностранцев к работе над экспортно-ориентированными проектами отдельное внимание следует уделить процессу трудоустройства иностранцев в Украине", — отмечают аналитики. Этот момент особенно чувствителен для IT-сектора, ведь на рынке работает много международных компаний, в которые привлекается большое количество иностранных специалистов. Ранее они проходили ту же процедуру оформления, что и все остальные иностранцы, которые устраивались на работу в Украине. С 27 сентября этого года, благодаря изменениям в Закон "О занятости населения", оформить иностранных айтишников стало легче.
Кроме того, на них не распространяются ограничения по минимальной зарплате. В других сферах, трудоустраивая иностранца, работодатель может получить разрешение при условии выплаты оклада в размере не менее 10 минимальных зарплат. Второй фактор, как отмечают эксперты, не особо повлияет на трудоустройство опытных специалистов, однако поможет привлечь молодых айтишников из-за рубежа.
Однако в этом аспекте существуют и другие проблемы, осложняющие жизнь зарубежным специалистам. В частности, требование выезжать из Украины после получения разрешения на работу и возвращаться для оформления вида на жительство. Сейчас он выдается после получения долгосрочной визы, а она, в свою очередь, оформляется за пределами страны. Невозможность оформить ее в Украине, по мнению экспертов, усложняет процесс трудоустройства иностранных IT-специалистов, увеличивая количество затраченного на это времени и средств. "По нашему мнению, решением этой проблемы могло бы быть установление возможности получения долгосрочной визы иностранцем на территории Украины в департаменте консульской службы МИД", — подчеркивают в BRDO.
Они все равно вынуждены выезжать из страны после получения разрешения на работу, но только потому, что Госмиграционная служба отказывается принимать документы на вид на жительство, если дата въезда в Украину предшествует дате получения разрешения на работу. Проанализировав нормативные документы, в BRDO пришли к выводу, что такой барьер не имеет под собой юридической почвы и "может быть устранен путем изменения неверной правоприменительной практики".
Еще одним отрицательным моментом в вопросе трудоустройства иностранцев эксперты считают невозможность им сотрудничать с компаниями по модели ФОП. Решив этот вопрос и позволив оформлять иностранных айтишников по этой модели, Украина смогла бы компенсировать отток специалистов отрасли за границу, считают в BRDO.
ЗаФОПались
Еще одной особенностью отрасли является тот факт, что расходы на оплату труда в IT-компаниях составляют до 80% их дохода. Общая налоговая нагрузка на выплаты сотрудникам компаний отрасли, по мнению экспертов, существенная и превышает 36%, тогда как во многих отраслях эти расходы едва достигают 10%. Именно поэтому многие компании оформляют своих сотрудников в качестве физлиц-предпринимателей (ФОП), что дает возможность существенно снизить налоговую нагрузку. И именно этот факт, как считают в BRDO, дает конкурентные преимущества украинским IТ-компаниям на мировом рынке.
Однако эксперты видят определенные риски в использовании такой модели. В частности, компании могут пострадать в случае изменения требований к плательщикам единого налога третьей группы, а также переквалификации хозотношений между ФОП и компаниями в трудовые отношения.
Чтобы минимизировать эти риски для отрасли и избежать падения ее инвестиционной привлекательности аналитики предлагают два варианта:
- государство гарантирует возможность использования модели ФОП компаниям отрасли на определенный период;
- существенное снижение налоговой нагрузки на оплату труда квалифицированным сотрудникам.
"Мы считаем, что в случае если долгосрочная гарантия будет создана для рынка разработки ПО, отрасль сможет показать еще более быстрые темпы роста", — отмечают эксперты.
Регуляция также нужна и в процессе ввоза прототипов техники для тестирования и разработки для нее ПО. Сейчас при ввозе РЭС и излучающих устройств требуется документ о соответствии, который, как правило, получают компании, которые ввозят серийную продукцию. Однако при ввозе прототипов у производителей предоставить такой документ возможности нет и им невыгодно его получать, так как для тестирования ПО ввозится, как правило, одно-два радиоэлектронных средства. Поэтому эксперты считают, что решить этот вопрос можно просто сделав исключение в порядке оформления РЭС, разрешив ввозить не более 10 единиц продукции без специального сертификата соответствия.
Все на экспорт
Еще один процесс, где государство может помочь отрасли — это регулирование экспортных операций и в частности требование об обязательной продаже части поступлений в иностранной валюте. Как известно, в Украине действует постановление НБУ, согласно которому, ФОПы и юрлица обязаны продавать 50% поступлений в иностранной валюте. Такая норма не особо влияет на компании, специализирующиеся на аутсорсинге, так как большая часть их доходов тратится на зарплату специалистов, которую они должны осуществлять в гривне. В то же время очень чувствительны к этому постановлению продуктовые компании, которые реализовывают свои продукты и сервисы на глобальном рынке и существование этой нормы отрицательно влияет на их развитие.
Мнение эксперта: исполнительный директор ИТ-комитета Европейской бизнес ассоциации Константин Васюк
Для IT Комитета, как и других отраслевых объединений, исследование является лакмусовой бумажкой состояния ИТ-индустрии и, собственно, дополнительной возможностью подчеркнуть дальнейшее развитие, поддержку и дополнительное стимулирование сферы высоких технологий. К примеру, в Зеленой книге впервые показана сравнительная динамика классических направлений украинского экспорта, таких как продовольственные товары и сырье, изделия металлургии и машиностроительной отрасли, наряду с разработкой программного обеспечения.
И когда, например, динамика роста экспорта IT выросла на 58% за последние три года на фоне аналогичных, но отрицательных показателей других индустрий, это уже больше, чем цифра. Это показатель постепенного изменения структуры нашего экспорта и акцент на потенциале, который мы сейчас имеем для конкуренции на глобальном рынке. Но для этого необходимы и определенные действия государства в регуляторной сфере. Ключевые предложения о том, что именно государство должно сделать в первую очередь и изложены в исследовании.
На самом деле о регулировании IT-отрасли речь пока не идет. Исследование демонстрирует сильные стороны и положительные сдвиги отрасли и показывает проблемные места, которые в дальнейшем потребует доработки всеми сторонами. И собственно, по нашему мнению, исследование имеет целью привлечь еще больше внимания органов власти к проблемам ИТ-рынка.
Именно это, а также талантливость и профессионализм украинских программистов помогают росту украинской IT-индустрии.
Авторы исследования предлагают наработки, которые в основном касаются трудоустройства и въезда в страну иностранных разработчиков, ослабление требований к ввозу прототипов оборудования и наиболее чувствительного вопроса — сохранении существующих налоговых условий. IT-комитет полностью поддерживает и разделяет предложенные инициативы. И со своей стороны комитет видит необходимость в дальнейшей разработке отдельной экспортной стратегии для IT-индустрии Украины.
Комитет Ассоциации и другие профильные ассоциации являются опытными экспертами в отношениях с представителями различных ветвей власти. Именно поэтому на этапе подготовки законодательных инициатив мы пытаемся сразу начать эффективную коммуникацию с "треугольником" АПУ — Кабмин — парламент Украины.
Государство может помочь дальнейшему развитию ИТ непосредственно через сохранение существующих условий налогообложения отрасли, развития системы образования, а также привлечение в отечественную IT-индустрию опытных кадров из других стран.