Как выживают молекулярные биологи в Украине

Анна Ельская, академик НАН Украины, директор Института молекулярной биологии и генетики, рассказывает о выживании молекулярной биологии в нашей стране и объясняет, почему биотехнология должна стать одним из стратегических направлений развития Украины
История молекулярной биологии от человека, который стоял у ее истока

В советское время уровень молекулярной биологии в Украине существенно отставал от мирового, потому что мы начинали с нуля, когда эта область науки в мире была уже на подъеме. В институтах Москвы и Новосибирска еще в 1960-х могли отправлять ученых за рубеж набираться знаний и опыта, и отдельные центры в этих городах могли поддерживать науку на достаточно высоком уровне. Сильные группы со временем появились в Латвии, Эстонии и Украине. Конечно, в Киеве и ряде других крупных городов стало больше лабораторий высокого уровня, вовлеченных в решение проблем молекулярной биологии, но в целом по стране наблюдалось отставание.

Падение железного занавеса было сильным толчком в развитии всех биологических наук, в том числе молекулярной биологии и генетики

Главное — возможность поехать, увидеть своими глазами, как организована работа в лабораториях, освоить новые методы, обсудить свою работу. Обмен научными мыслями очень важен — вы не варитесь в своем "котле", а узнаете последние научные достижения, новые подходы, новые идеи. Это сыграло колоссальную роль, и сейчас высокий уровень молекулярной биологии сохраняется в Украине благодаря сотрудничеству с нашими зарубежными коллегами, договорам, грантам в рамках ЕС, НАТО и т.д.

Анна Ельская, академик НАН Украины, директор Института молекулярной биологии и генетики

Благодаря финансовой поддержке, контактам и работе в зарубежных центрах наши ученые имеют возможность проводить исследования и получать результаты мирового уровня. И очень бы хотелось сохранить этот уровень.

Сейчас наша наука находится в экстремальных условиях и может погибнуть, если ее активно не поддерживать

Разговор о будущем

Стратегия нашего научного коллектива в настоящее время — выжить и сохранить то, что имеем.

На итоговом собрании в институте я говорила коллегам: "В этом году мы выжили и наша задача — продержаться и в следующем". И это честно

У нас есть несколько очень важных направлений работы, связанных с диагностикой и механизмами развития рака, и мы со шведами и французами работаем над ними вместе. Также есть интересные биотехнологические разработки, например, в биосенсорике, в области стволовых клеток, их тестирования и применения. Важные работы проводятся по биоинформатике, создана единственная в Украине виртуальная лаборатория молекулярной динамики, которая входит в гридовскую сеть в Украине и Европе (Grid является инфраструктурой, объединяющей огромное количество компьютерных ресурсов разного типа, доступ к которым пользователь может получить из любой точки).

Но в целом нам надо сохранить институт и его уровень, чтобы он по-прежнему соответствовал мировому, пусть и без революционных открытий.

Я ратую за то, чтобы бороться за любые гранты, договоры, стипендии, потому что мы только благодаря этому выживаем

Что же касается страны в целом, то в этом году Украина должна выбрать так называемую "Стратегию умных специализаций". Наша страна должна сформулировать приоритеты, от которых будет зависеть и инновационная, и научная деятельность, и сотрудничество с Европейским союзом. И мне очень бы хотелось, чтобы "Биотехнология" стала одной из таких специализаций.

Я собрала виденье 30 специалистов в биотехнологии в Украине по различным разделам, и теперь мне нужно это свести в один документ, проанализировать, провести экономический анализ и показать инновационное и социальное значение этой области высоких технологий. По распоряжению Степана Кубива был создан специальный комитет по разработке стратегии, я вхожу в него и должна доказать, что "Биотехнология" — это действительно перспективное направление развития науки и экономики в нашей стране. Надеюсь, вместе с очень грамотными экспертами нам это удастся.

О том, как внедряются научные разработки в Украине

Я — председатель секции "Науки про життя" в Научно-техническом совете МОН по госзаказам. Его задача — на основе конкурса отобрать и сопровождать лучшие научно-технические проекты — некоторые из них очень перспективные, но чтобы их внедрить, нужны дополнительные средства.

Анна Ельская с младшими коллегами

У нас на все 7 отобранных проектов было выделено финансирование в сумме, эквивалентной примерно $360 тыс. Это смешно, потому что на Западе один такой проект стоит до миллиона долларов.

Ученые делают что могут, и работы хорошие, но чтобы их внедрить, нужн, кроме всего прочего, промышленные мощности, богатая медицинская отрасль, деньги на пре- и клинические исследования. Авторы этих проектов будут искать инвесторов, чтобы довести разработки до конца, а это очень трудно, так как, честно говоря, украинские бизнесмены любят зарабатывать, но не вкладывать, особенно в долгосрочные проекты. Во время разговоров с инвесторами я всегда откровенно говорю, что они могут получать прибыль в лучшем случае через пять лет, и это их не устраивает.