- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
"МТС Украина" сменит бренд на Vodafone
Дополнено подробностями сделки
Сегодня генеральный директор "МТС Украина" Олег Проживальский объявил о соглашении с оператором Vodafone. Стороны подписали окончательное соглашение в четверг вечером. Обе компании договорились о франшизе — МТС на комиссионных условиях сможет использовать бренд Vodafone для работы в Украине. Второго по величине абонентской базы сотового оператора Украины ждет в недалеком будущем смена бренда, а, возможно, и появление нового акционера — соглашение о франшизе предполагает и опцион на покупку миноритарной доли в уставном капитале украинского оператора.
По словам Олега Проживальского, с 16 октября компания не будет продвигать бренд "МТС Украина", в частности сегодня компания закроет свой брендовый магазин на ул. Крещатик и через месяц откроет его под брендом Vodafone. Кроме того, все последующие запуски 3G в городах Украины (напомним, что на сегодняшний день связь третьего поколения от "МТС Украина" работает только в Одессе) будут осуществляться под брендом Vodafone. "Приход Vodafone в Украину предполагает смену тарифных планов, ребрендинг магазинов и торговых точек", — отмечает директор Vodafone по развитию партнерских рынков Стефано Гастаут. Ребрендинг будет проводиться за счет имеющегося маркетингового бюджета "МТС Украина".
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНо полноценный запуск 3G не единственная хорошая новость для абонентов оператора. По словам Олега Проживальского, украинские клиенты Vodafone смогут пользоваться роумингом по "домашним тарифам" в 14 странах Западной Европы, где присутствует британский оператор.
Также, как отметил Олег Проживальский, теперь "МТС Украина" будет работать и по британскому законодательству в области защиты данных и безопасности.
Международный эксперт, к которому бизнес-портал Delo.UA обратился за разъяснениями по поводу финансовых подробностей сотрудничества между МТС и Vodafone, сообщил, что в каждом случае условия разные. Как правило, британский оператор получает определенный процент от дохода своего партнера, использующего бренд Vodafone.
По его словам, "МТС Украина" подписала одно из самых жестких соглашений, имеющихся у британской компании. Подобные договоренности накладывают максимальные требования к качеству сети, продуктов и услуг, а также к соответствию стандартов защиты окружающий среды от электро-магнитного излучения. Если "МТС Украина" сможет выполнить взятые на себя обязательства, тогда пользователи компании смогут получить "действительно качественные телеком-продукты", заявил эксперт с опытом работы на международных рынках.
МТС предоставила Vodafone финансовую гарантию за право использовать бренд британского оператора. Ее размер не может превышать 1,99% балансовой стоимости всей группы, что равно 11,2 млрд рос. руб. (почти 3,89 млрд грн.).
История "женитьбы"
Слухи о возможном выходе одного из британских операторов в Украину появились еще несколько месяцев назад. Среди возможных кандидатов на покупку украинской "дочки" МТС назывались Vodafone и Virgin. Потом среди основных претендентов остался лишь Vodafone. Стороны рассматривали варианты сотрудничество по франшизе или вхождение в акционерный капитал.
Сотрудничество МТС и Vodafone началось еще в 2008 году, когда компании подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Тогда российский мобильный оператор получил доступ к продуктам и маркетинговым разработкам британской компании. Обе стороны категорически отрицали предположения о дальнейшем сближении — например, о выходе бренда Vodafone на рынки постсоветских государств. События последних двух лет заставили российскую МТС обратиться к своему британскому партнеру и отказаться от своего бренда в Украине.
Напомним, что формально выход Vodafone на украинский рынок начался в сентябре-2015, когда компания зарегистрировала в Украине торговый знак своего сервиса мобильных платежей M-Pesa, которая позволяет пользователям вносить/снимать средства, осуществлять денежные переводы, оплачивать товары и услуги с помощью мобильных телефонов и смартфонов.
No Russians, no cry
Проблемы у МТС в Украине появились после развязывания Российской Федерацией (РФ) необъявленной войны. В феврале 2014 года войска РФ без опознавательных знаков захватили Крым и спецслужбы государства-агрессора начали вмешиваться в работу украинских телеком-сетей. Тогда Служба безопасности Украины и Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) обвинили компанию "МТС Украина" в нарушении лицензионных условий. СБУ сообщила, что сеть этого оператора контролируется из-за рубежа. Лазейками в системе безопасности украинской "дочки" МТС вовсю пользовались спецслужбы РФ для слежки за украинскими абонентами.
Телеком-регулятор пригрозил, что отберет у компании "МТС Украина" лицензию, но затем состав НКРСИ поменялся и угроза осталась невыполненной. Однако ведомство заставило компанию установить дополнительное защитное оборудование на свою сеть.
После смены режима бывшего президента Януковича новое правительство в 2014 году начало подготовку к проведению долгожданного 3G-конкурса. Премьер-министр Арсений Яценюк неоднократно заявлял о своем намерении не допустить к аукциону компании с российским капиталом. На тот момент "Мобильные ТелеСистемы" владели 100% акций своей украинской дочки.
Для того, чтобы отстраниться от негатива, который вызвали враждебные действия РФ в украинском обществе, группа МТС приняла решение изменить структуру владения своей украинской "дочкой". С начала 2015 года "МТС Украина" находится в собственности нидерландской Preludium, которой в свою очередь владеет Allegretto Holding из Люксембурга. Информированные источники на рынке утверждали, что две зарубежные "прокладки" между материнской и дочерней структурами появились для облегчения процесса по привлечению инвесторов с мировым именем.
Бизнес-портал Delo.UA нашел подтверждение непосредственному влиянию московского офиса МТС на работу своего сотового актива в Украине. Согласно данным Торговой палаты Нидерландов, компанию Pleludium B.V. возглавляет Владимир Травков. По данным профессиональной соцсети LinkdIn, он работает директором подразделения отчетности, планирования и анализа в группе МТС.
Еще одним событием, которое предварило смену вывески в украинской "дочке" МТС, стал уход Ивана Золочевского с должности генерального директора компании "МТС Украина". Вначале сентября этого года он решил не продолжать свой контракт. Новым руководителем предприятия стал Олег Проживальский, отвечавший за взаимодействие оператора с государственными органами. Тогда в самой компании не скрывали, что он является временной фигурой и вскоре компанию "МТС Украина" может возглавить новый топ-менеджер.
Вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич заверил, что перевести украинскую "дочку" на новый бренд несложно и недорого. Для сравнения он привел пример 2007 года, когда старейший сотовый оператор Украины — "Украинская Мобильная Связь" (UMC) сменил бренд на "МТС Украина". По его словам, технический переход продлился полгода и стоил не более $200 тыс. Для ментального восприятия нового названия украинцам понадобилось немного больше времени — приблизительно полтора года. "Смена бренда вызовет определенную эмоциональную разрядку", — предположил Василь Лацанич, отвечая на вопрос об ухудшении украино-российских взаимоотношений за последние два года.
Директор Vodafone по развитию партнерских рынков Стефано Гастаут отметил, что британский оператор проводил ребрендинг более 20 раз и накопил в этом вопросе огромный опыт. "Сейчас лучшее время для запуска в Украине 3G и бренда Vodafone", — подчеркнул он.
Vodafone предоставляет услуги сотовой связи в 30 странах мира, он заключил партнерские соглашения с компаниями из более чем 50 государств. Число клиентов Vodafone по всему миру составляет 449 млн, из них 188 млн пользуются услугами 3G.