Зачем программисту хакатоны

Если бы формат хакатона был must have для айтишников еще в вузах, не исключено, что на рынке увеличилось бы количество как профессионалов, так и успешных технологических компаний

Как инвестор я ежедневно встречаюсь с основателями технологических стартапов и вижу, что программисты обладают необходимыми техническими знаниями, но часто им не хватает навыков для развития своего IT-бизнеса, понимания того, как их продукт будет создавать ценность для клиентов, как масштабировать продукт на другие рынки, как эффективно работать в команде. Ведь если мы говорим о сфере технологического предпринимательства, то здесь немаловажно и умение определить нишу, привлечь аудиторию и продать свой продукт. И если бы формат хакатона был must have для айтишников еще в вузах, не исключено, что на рынке увеличилось бы количество как IT-профессионалов, так и успешных технологических компаний.

К сожалению, в Украине отсутствует экосистема, в которой бизнес, государство и университеты эффективно взаимодействуют. В итоге именно хакатоны выполняют роль бизнес-инкубаторов или акселераторов, которые помогают начинающим программистам получить необходимый опыт, а предпринимателям — создать бизнес-идею и понять пути ее развития. В Digital Future мы регулярно проводим хакатоны (следующий пройдет уже 18-20 ноября и будет посвящен облачным технологиям), и причины для этого были разные. Нередко владельцы бизнеса инициируют хакатон или же присутствуют в жюри для того, чтобы "посмотреть рынок" и "схантить" толкового специалиста. Так, на первом нашем хакатоне мы смогли найти менеджера проекта, который возглавил направление аутсорс-разработки.

Проанализировав состав наших хакатонов, где побывало около 650 участников, можно говорить о том, что хакатон — это наиболее оптимальный формат для молодых IT-специалистов для того, чтобы развиваться профессионально и получать недостающие навыки. Что мы знаем:

● мотивация 90% участников — придумать идею для бизнеса и потренироваться в ее реализации,
● 85% участников хакатонов имеют техническое образование,
● 23-26 лет — средний возраст в команде,
● 97% команд доходит до финала.

На индустрию хакатоны оказывают определяющее влияние — сейчас во всех крупных городах Украины проходит множество хакатонов по разнообразным тематикам, и такие мероприятия становятся неким "клубом по интересам", площадками встреч людей из различных областей и компаний, которые интересуются технологией или идеей, которой посвящен тот или иной хакатон.

Попробую назвать несколько причин, по которым хакатоны объединяют IT-рынок и становятся площадкой, объединяющей в себе черты R&D и акселератора, которых так не хватает нашей индустрии.

1. Развитие IT-сообщества

Хакатоны собирают активных участников, заинтересованных в какой-то технологии или теме, позволяют работать в команде над развитием определенной идеи, а по окончанию хакатона они могут не только встречаться уже на других мероприятиях, но и создать реальную предпринимательскую команду и продолжить работу над совместной идеей.

2. Обмен знаниями

Обучение новым навыкам на хакатонах происходит очень быстро, знания тут же можно использовать на практике. Кроме того, быстро становится понятно, каких навыков не хватает. Ко всему прочему, на хакатонах работают менторы, которые могут подсказать или направить в нужное русло.

3. Сотрудничество

На хакатоне у участников есть уникальная возможность взаимодействовать в свободном, удобном формате со специалистами из смежных отраслей, а также общаться с экспертами рынка и инвесторами.

4. Реализация возможностей

Хакатон — это удачный формат как для владельцев бизнеса, так и для айтишников. Последние имеют возможность "влиться" в IT-индустрию, познакомиться с другими специалистами, участниками рынка, инвесторами, наработать недостающие навыки, попробовать реализовать технологическую идею самостоятельно. Для инвесторов хакатоны могут быть особенно интересны тем, что являются площадкой для потенциально успешных стартапов, с которыми можно продолжить работать.

Обычно после каждого хакатона есть 2-3 проекта, к которым мы присматриваемся. Очень часто команды, которые формируются во время хакатона, продолжают реализовывать идею и после него. Так было, например, со стартапом Wepster — участники познакомились на хакатоне, посвященному искусственному интеллекту. Несмотря на то, что команда не победила, по прошествии 6 месяцев проект стал настолько успешным, что у него уже есть продажи — их сервисом на платной основе пользуются 7 клиентов. Недавно проект вошел в топ-20 лучших B2B стартапов Европы. Ребята также стали победителями украинского отбора битвы стартапов и будут представлять нашу страну на континентальной битве стартапов в Польше.

Хакатон можно назвать идеальным местом встречи незнакомых людей, которые никогда бы не смогли встретиться в другой обстановке. Формат мероприятия предлагает не только массу возможностей, чтобы "прокачать" навыки, но и огромные возможности для развития, на которые мы порой даже не рассчитываем, проводя очередной хакатон. Например, показав лучшие проекты участников AI-хакатона нашим партнерам, — ведущему бизнес-акселератору Startupbootcamp Barcelona, — мы и не подозревали, что, ознакомившись с проектами, они включат Киев в список городов, в которых будет проведен отборочный тур в программу акселерации Startupbootcamp.

Сам формат хакатона провоцирует программиста соревноваться, и очень часто — с самим собой: определить свои сильные стороны, а также те области, которые нужно развивать. Такие факторы, как жесткие временные рамки, геймификация и ориентированность на результат, определяют успех этого формата и позволяют придумывать и реализовывать абсолютно новые идеи, для которых в реальной жизни недостаточно стимула, поддержки или знаний. Формат и регламент мероприятия заставляют участников быть ориентированными на результат: если взялся — надо выкладываться на все 100%. В условиях дефицита времени человек учится справляться со стрессом, расставлять приоритеты и планировать, а это именно то, из чего состоит работа технологического предпринимателя.