- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Украинские политики так и не научились пользоваться интернетом для выборов
Напомним, что сеть twitter стала привлекательной для бизнеса: многие известные бренды, такие как Dell, Exxon Mobile и другие завели себе микроблоги на twitter. Кроме того, оператор мобильной связи life:) в марте объявил о запуске собственного аккаунта. Крупные компании также используют twitter в своих маркетинговых целях.
Здесь у политиков имеются и вполне официальные аккаунты, через которые ведется трансляция новостей и заявлений. Пресс-служба президента Ющенко объявила об открытии представительства Ющенко на twitter в феврале текущего года. President_UA имеет почти тысячу "фолловеров" и пишет о том же, о чем Ющенко заявляет на пресс-конференциях и в обращениях к народу: изменениях в Конституцию, расследовании дела Гонгадзе и диалоге с Россией. Представительство Тимошенко – tymoshenko – транслирует официальные новости с сайта БЮТ.
Народно-политическая интернет-волна
Намного интереснее следить за неофициальными микроблогами. Так, фальшивий блог президента ushenko(около 500 "фолловеров") советует подать "биогаз" в Кабмин, чтобы тот лучше работал, BYuT от имени Тимошенко рассказывает, как читает перед сном Лину Костенко, а janukovych обещает наладить отношения с Россией. Будь эти аккаунты настоящими, они помогли бы приблизить образы политиков к простому народу, сделать их такими же простыми людьми, с которыми есть о чем пошутить и что обсудить. К сожалению, очень сложно представить Януковича, создающего посты в ЖЖ, а о Тимошенко ее соратники сообщали, что она вообще не умеет пользоваться компьютером.
Хакер Яценюк и аматор Тигипко
Более продвинутым в пользовании интернетом предстал Арсений Яценюк. Кроме ЖЖ, он, как и Обама, завел несколько аккаунтов на других сервисах: на YouTube, twitter, blogspot и liveinternet. Подобный шаг он объяснил "исторической необходимостью": "Раньше люди отправляли голубей с сообщениями, а сейчас вместо смс-ок мы пишем электронные письма". Яценюк объявил о появлении ряда официальных акканутов под одинаковым ником arseniy2010. Стоит отметить, что twitter-аккаунт yatsenyuk появился раньше официального и стал намного популярнее – 1750 "фолловеров" против 900 у "настоящего". К сожалению для Арсения Петровича, yatsenyuk-ом был не он, а пожелавший остаться неизвестным блоггер, который в недавнем интервью заявил, что сделал это не для выгоды или жажды славы, а из интереса и желания добавить популярности настоящему Яценюку, и подтолкнуть его к решению самому появиться на twitter. Несмотря на заявление Яценюка, что все блоги ведет он лично, оказалось, что коммуникацией с интернет-пользователями (arseniy2010 отвечал на комментарии и "твитты") занималось несколько человек. В том числе и ЖЖ-пользователь lumpen, случайно опубликовавший нецензурный комментарий под ником Яценюка. Минус к интернет-репутации Яценюка добавляет и тот факт, что он не счел нужным прокомментировать этот инцидент.
Знакомоство с современными технологиями старается демонстрировать и менее рейтинговые кандидаты, например, Сергей Тигипко. В июне начал работу сайт tigipko.com. У Тигипко есть и ЖЖ – tigipko.livejournal.com. В ЖЖ публикуются не только "дубли" сообщений пресс-службы политика, но и отчеты о поездках по Украине от его имени. В twitter Тигипко имеется целых три, настоящим из которых кажется лишь один – SergeyTigipko, написавший, что будет пользоваться twitter как самым быстрым ресурсом интернета. Тигипко завел аккаунты даже на "Вконтакте" и "Одноклассниках" – нестандартный, но бесполезный для политика шаг.
bogoslovska
Кроме того, на twitter был замечен и пользователь lytvyn, набравший сотню "фолловеров", и написавший по этому поводу "П…ц просто =) Це я вам як спікер заявляю". При этом имидж настоящего спикера Литвина не дает повода заподозрить его в использовании интернет-сленга и смайликов.
Интернет – дело хитрое
Обзор активности украинских политиков в интернете приводит к неутешительным для них выводам. Политики-консерваторы, такие, как Янукович, Ющенко, Симоненко, Литвин, Тимошенко, так и не начали использовать интернет, положившись на старые добрые методы предвыборной борьбы: расклеивание плакатов, обещания "сладкой жизни" и дебаты в прямом эфире. Непонимание и нежелание понять весь потенциал интернет-технологий не добавляет голосов ни Тимошенко, ни Януковичу, ни Ющенко. Впрочем, нельзя сказать, что это их волнует. Мнение о том, что большая часть электората Януковича или Тимошенко не пользуется интернетом, несколько устарело: на сегодня в Украине насчитывается 8 млн регулярных интернет-пользователей (среди них 420 тыс. блоггеров) и склонение хотя бы части их на свою сторону принесло бы немалые политические дивиденды.
Новаторы вроде Тигипко и Яценюка, несмотря на заявления, что с интернетом они на "ты", так и не стали "цифровыми" политиками. Чуть более детальное рассмотрение их интернет-активности показало, что лично они не занимаются и не интересуются своими блогами, и не имеют представления о том, что могут предложить читателю кроме новостей пресс-службы. При этом бессмысленно сравнивать массированность предвыборной интернет-атаки Обамы с активностью Яценюка. Сайты и странички украинских политиков, кроме всего вышеперечисленного, не выполняют и одну из важнейших своих функций – построение сообщества своих сторонников.
Непродуманность предвыборных интернет-кампаний заставляет избирателей не отдавать свой голос за этих политиков, а в лучшем случае смеяться над ними.
Интернет-технологии на выборах Обамы
Обама одним из первых применил современные интернет-технологии в политике. Он выбрал самые популярные на сегодня способы коммуникации: создал аккаунты в социальных сетях – MySpace, facebook, twitter, на фотосервисе Flickr, а также открыл собственный канал на YouTube, на котором выкладывались музыкальные промо-ролики, собравшие по несколько миллионов просмотров. Кроме того, Обама активно использовал SMS и e-mail-рассылки. Это принесло ему бешеную популярность среди интернет-пользователей, число которых составляет в США 53% или 163 млн человек. 35% взрослых интернет-пользователей (а значит, избирателей) в США присутствуют в социальных сетях или ведут блоги. Как показали результаты выборов, большинство голосов Обаме принесли именно интернет-пользователи - образованные жители крупных городов. Исследование показало, что сторонники Обамы намного интенсивнее использовали интернет для получения информации о предвыборной гонке, чем сторонники его конкурента Джона Маккейна. Кроме того, большая часть средств, пожертвованных на избирательную кампанию Обамы, поступила через интернет – около $500 млн. Обама показал, что традиционные методы агитации с большим успехом заменяются новаторскими, а иногда даже значительно им уступают.
Интересно, что Обама даже после победы на выборах поддерживает свою интернет-популярность: на его twitter-аккаунте BarackObama регулярно появляются сообщения о грядущих реформах, призывы проголосовать в интернете за новую инициативу его администрации, официальные новости. Фаны президента ведут параллельные неофициальные, но не менее информативные микроблоги о его деятельности.
Русский опыт Медведева
Вслед да Обамой в октябре 2008 г. свой блог завел и президент России Дмитрий Медведев. Чтобы быть ближе к народу, Медведев открыл ЖЖ-коммьюнити blog_medvedev, где публикуются отрывки из интервью президента РФ и его видеообращения. Пример Медведева также показал эффективность такого инструмента как блог в политических делах: у него уже более 10 тыс. "френдов", а нашумевшее обращение к президенту Украины Виктору Ющенко собрало 1020 комментариев.
Более того, если раньше правилом хорошего тона для российских чиновников было научиться играть в теннис (при Ельцине) или кататься на горных лыжах (при Путине), то сейчас губернаторы массово заводят себе блоги. В последние месяцы аккаунты в ЖЖ и на других сервисах открыли губернаторы Астраханской области, Самарской, Тульской, Костромской… всего порядка двух десятков человек. Страницу на "Вконтакте" завел даже консервативный лидер российских коммунистов Зюганов.
Читайте также: