НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Админреформа не затронула Госфинуслуг

Госфинуслуг стала одним из немногих ведомств, которое в ходе оптимизации системы центральных органов исполнительной власти осталось почти нетронутым

Указ президента, запустивший реформу всей вертикали исполнительной власти, практически обошел стороной Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг. Комиссия не распалась, не присоединилась к Минфину, не слилась с Госкомиссией по ценным бумагам и не превратилась в инспекцию, как это предусматривалось в многочисленных вариантах ее реорганизации.

Госфинуслуг осталась отдельным органом центральной исполнительной власти, даже название не изменилось. «Правда, раньше Комиссия была центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, а теперь стала просто центральным органом исполнительной власти. А больше ничего не изменилось ни в нашей структуре, ни в функциях», – рассказал «ДЕЛУ» глава Госфинуслуг Василий Волга.

Причин потери Госкомиссией «специального статуса» глава ведомства Василий Волга не знает, но считает, что потеря эта на самом деле невелика. «Не знаю, почему на бумаге исчез специальный статус, но считаю, что де-факто он все равно остался. Более того, некоторые функции даже усилились», — утверждает регулятор небанковских финансовых рынков. Какие это функции, Волга уточнять не стал, но отметил, что благодаря новой схеме взаимодействия органов центральной исполнительной власти Комиссия стала более независимой. «В соответствии с этой схемой, мы стали еще более автономны, потому что раньше был ряд моментов, которые мы должны были согласовывать с Минфином в рамках финансовой политики, разрабатываемой министерством, а сейчас этого не требуется», — объяснил «ДЕЛУ» регулятор.

Глава ведомства остался на месте

Не повлияла админреформа и на судьбу самого главы Госфинуслуг. Василий Волга остался в своем кресле. Более того, Комиссия получила задание в течение двух месяцев привести положение о Госфинуслуг в соответствие с указом президента. В новом документе будет предложено изменить схему увольнения руководства Госкомиссии. Так, если сегодня и главу Госфинуслуг, и членов Комиссии назначает и снимает президент, но по представлению главы Кабмина, то в новом проекте будет предложен другой вариант увольнения: напрямую президентом, без участия премьер-министра.

Василий Волга отказался комментировать, какие именно изменения будут вноситься в новое положение о Комиссии. «Пока что рано об этом говорить, так как мы будем готовить проект указа, а окончательное решение будет принимать президент. Мы планируем, что в проекте будут незначительные изменения по отношению к уже действующему положению о Госфинуслуг», — отвечает он.

Представители подконтрольных Госфинуслуг рынков, опрошенные «ДЕЛОМ», неоднозначно отнеслись к тому, что регулятор остался практически «нетронутым». «Если бы в связи с реформой подготовка нормативных актов перешла от Госфинуслуг к Минфину, возможно, уровень этих документов был бы выше, так как в министерстве собрались профессионалы», — считает руководитель одной из общественных организаций на рынке небанковских финансовых услуг. Он надеется, что изменения все-таки еще могут коснуться Комиссии, но уже после принятия закона о регуляторах, проект которого готовит Администрация президента. Вместе с тем президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов (ВАКС) Виктория Волковская считает, что «нетронутость» Госкомиссии — это только плюс для рынка. «Хорошо, что Комиссия осталась в прежнем виде, потому что реорганизация ведомства затормозила бы процессы массового перелицензирования и обучения. Это негативно отразилось бы на подконтрольных рынках», — говорит Виктория Волковская.

Вариантов было много

Судьба Госфинуслуг могла бы сложиться иначе. По данным «ДЕЛА», разработчики админреформы рассматривали сразу несколько вариантов реорганизации ведомства Василия Волги. Первый вариант предусматривал «разрыв» функций Госкомиссии между Нацбанком и Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. НБУ предлагалось передать функции надзора над небанковскими финансовыми рынками (страховыми, кредитными союзами, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами и финансовыми компаниями), а ГКЦБФР — функции нормотворчества.

Второй вариант предусматривал создание мегарегулятора. Суть этой идеи сводится к объединению воедино двух комиссий — Госфинуслуг и ГКЦБФР — и присоединению к ним части функций Госфинмониторинга и НБУ.

Третий, самый вероятный вариант, предполагал передачу функций нормотворчества из стен Госфинуслуг в Минфин и превращение ведомства Василия Волги в Госслужбу финансовых услуг с функциями контроля. Еще вечером 9 декабря (в день подписания указа президента) источник «ДЕЛА» в правительстве уверял, что принято решение в пользу именно этого варианта реорганизации Комиссии, но уже утром, 10 декабря, стало ясно, что он ошибся — все функции Госфинуслуг остались при ней.