Гром в Поднебесной: чем грозит паника на фондовом рынке Китая?

Вот уже больше месяца внимание всей мировой общественности приковано к обвалу на китайском фондовом рынке. Пессимистические новости с бирж Поднебесной затмили даже события, развернувшиеся вокруг обострения долгового кризиса в Греции, а также переговоры о реструктуризации долгов Украины

Почти за два месяца, с середины июня, один из ключевых индексов Китая SSE Composite Шанхайской фондовой биржи несколько раз обновил исторические минимумы, обвалившись к 14 августа более чем на 23%. Хуже было разве что в 2008-2009 годах, когда SSE Composite упал в 3,4 раза, с 6 100 пунктов до 1 800 пунктов. Второй индикатор — индекс фондовой биржи Шэньчженя SZSE — с 12 июня по 14 августа потерял 26%. А совокупные убытки китайских компаний от этих колебаний составили несколько триллионов долларов.

Конечно, краткосрочный биржевой обвал пока что вряд ли можно считать катастрофой. Особенно для китайской экономики, которая по итогам 2014 года стала крупнейшей в мире и опередила даже США по объему номинального ВВП, который в Поднебесной превысил отметку в 17 млрд долларов по ППС.

С другой стороны, есть немало справедливых опасений, что эпоха "расцвета" Китая уже позади. И нынешние события на китайском фондовом рынке — лишь первое тому свидетельство. К тому же власти КНР уже пытаются заливать биржевой пожар деньгами, лишь подтверждая свою озабоченность происходящим. Так, влив в него 3 трлн юаней, Государственное китайское агентство China Securities Finance Corp. (CSF) намерено получить от правительства в ближайшем будущем еще 2 трлн юаней.

Более того, вслед за биржами начала девальвировать и национальная валюта. Причем это произошло с легкой руки Национального банка Китая, что явно говорит о приближающейся буре и реальных угрозах для китайской экономики.

На краю пропасти

"Экономика Китая росла слишком быстро, чтобы этот рост был долгим", — такую мысль сегодня можно услышать из уст многих экономистов и аналитиков. Действительно, более десяти лет кряду ВВП КНР демонстрировал галопирующие темпы. Например, в 2006 году валовой продукт Китая вырос на немыслимые 12,7%, а в 2007 году побил свой же максимум, достигнув роста в 14,2%. Вплоть до 2011 года ежегодный прирост ВВП Поднебесной находится близко к отметке в 10%, и лишь с 2012 года наметилось замедление.

Конечно, в украинских реалиях такое "замедление" кажется издевкой. Ведь ВВП Китая продолжает расти, и по прежнему достаточно внушительными темпами: 7,7% в 2012-2013 годах и 7,4% в 2014 году. Однако для экономики, которая теряет более трети своей динамики буквально за считанные годы, это достаточно тревожный сигнал.

Объяснений тому, что происходит в Китае, немало. Самая популярна версия — общее снижение темпов роста мировой экономики, которая до сих пор не может выйти из стагнации, а также снижение объемов экспорта и строительства недвижимости. Плюс ко всему, наблюдается устойчивое несоответствие между ростом ВВП, который на протяжении последних десятилетий составлял в среднем около 10% в год, и ростом занятости, который составлял всего 1-2% в год.

Еще одна настораживающая деталь — падение спроса на внутреннем рынке. Связано это с тем, что Китаю не хватает собственных сырьевых ресурсов, а потребление раздуто искусственно. Власти Поднебесной сумели в 2010-2011 годах разогнать рост экономики, не меняя ее модель. В результате были достигнуты колоссальные темпы строительства жилья, дорог, развитие автопрома. Но приобретая те или иные блага, население Китая опиралось прежде всего на кредитование, а не реальные доходы. И это проблема.

Немаловажный индикатор — сокращение притока инвестиций. Заметна явная тенденция по смещению капиталовложений в сектор услуг, в то время как производственная сфера, напротив, теряет инвесторов. Но именно производство является основой китайского ВВП, занимая в нем долю около 50%. Причем отрицательную динамику демонстрируют инвестиции из Японии, Евросоюза и США. А это — главные торговые партнеры Китая.

Вместе с ВВП коррелируют и темпы роста промышленного производства КНР, которые тоже неуклонно снижаются. Если еще в 2011 году был зафиксирован рост производства на 13%, то уже в 2012 году — на 7,9%, в 2013 году — на 7,7%, а в 2014 году промпроизводство выросло на 7,3%. Причины все те же: падение темпов потребления, перегрев рынка недвижимости, а также сокращение объемов господдержки китайских компаний.

Эффект домино

Очевидно, что обвал на фондовом рынке Китая стал следствием зарождающихся "вихрей" в локальной экономике. Однако в еще большей степени панику на биржах спровоцировало их перегревание, которое спровоцировали сами же инвесторы, которые ринулись скупать акции местных компаний.

Это хорошо прослеживалось с начала 2015 года: SSE Composite Index за 6 месяцев подскочил почти на 55%, поскольку на рынок мощным потоком хлынули деньги новых игроков, которые вместо реального сектора, где наметилась стагнация, увидели перспективы шального заработка на фондовом рынке. Понятно, что произошла переоценка акций, и образовался классический "мыльный пузырь", который начал сдуваться.

Ситуацию усугублял тот факт, что подавляющее количество игроков рынка — непрофессионалы. Они не имеют ни должных знаний, ни навыков обращения с фондовыми инструментами. В итоге результат таких бездумных спекуляций оказался более чем красноречивым.

Как долго продолжится паника на биржах — сказать сложно. Но если обвал затянется, он неминуемо отразится на китайской экономике, которая уже демонстрирует признаки охлаждения. И затронет соседей. Например, вместе с китайскими просели индексы Гонконгской фондовой биржи Hang Seng, а также Токийской фондовой биржи.

Понимают это и власти КНР, которые пытаются остановить коррекцию в ручном режиме. Так, руководители 25 крупнейших фондов Китая решили создать своеобразный стабилизационный фонд емкостью около 20 млрд долларов. Кроме того, были приостановлены публичные размещения акций (IPO), а Народный банк Китая даже согласился кредитовать краткосрочные сделки.

Заглянуть в завтра

На самом деле волнения на китайском фондовом рынке словно лакмусовая бумажка обнажили множество проблем в этой стране. Другой вопрос, смогут ли власти сделать необходимые выводы и предпринять меры?

Ведь замедление китайской экономики не является переходом к "естественным темпам роста". В КНР должна смениться экономическая модель, без чего дальнейшее развитие невозможно. Поскольку экстенсивный рост Китая долгие годы поддерживал мировое производство сырья, машин, оборудования. Но он лишь истощил ресурсы страны. Поэтому Поднебесной необходимо отойти от практики поддержки убыточных госпредприятий и сконцентрироваться на развитии истинного частного сектора.

Плюс ко всему Китай очень сильно зависит от европейских и североамериканских рынков. Именно поэтому падение экспорта в эти регионы всерьез ударяет по китайским производителям. Например, вследствие обвала на биржах, цены на железную руду и сталь в Китае моментально упали до рекордно низкого уровня. Все это негативно влияет на настроения инвесторов, которые теряют деньги и стараются перенаправить их из КНР в более привлекательные экономики. Например, в Индию.

Еще одни риск для Китая заключается в том, что властям нельзя допустить дальнейшее снижение темпов роста ВВП. Это связано с тем, что если китайская экономика не будет прирастать более чем на 5% в год, начнут буксовать реформы, возникнут проблемы с выполнением социальных программ, начнет расти безработица и усилится отток инвестиций.

И хотя в обозримом будущем экономика КНР будет еще по инерции двигаться вперед, показывая вполне оптимистичные результаты, правительству Си Цзиньпина нужно предпринимать шаги уже сегодня. Иначе Китай рискует в ближайшие годы наряду с Евросоюзом стать главным усилителем кризиса на планете. И это отразится на всех странах, поскольку спад китайской экономики приведет не только к обвалу цен на нефть и металлы, но и к глобальному перераспределению капитала, и не исключено даже — к геополитическим изменениям.