НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Обманный маневр: Что будет с ценами на автомобили после принятия новых законов

Верховная Рада в последние несколько недель активизировалась в вопросе решения проблем украинского авторынка. Что будет с ценами и какие подводные камни ожидают импортеров?

Украинский авторынок ждут большие перемены. 10 апреля Верховная Рада так и не смогла принять поправку, увеличивающую в два раза ставку акцизного налога на автомобили с дизельным двигателем объемом более 2,5 л. Однако в последние несколько недель парламент принял ряд законов, призванных в конечном итоге удешевить автомобили и стабилизировать украинский авторынок. А спасать его действительно необходимо — по данным AUTO-Consulting, в марте-2014 зафиксирован спад рынка новых легковых автомобилей на 51% в сравнении с мартом прошлого года и на 34% по сравнению с февралем 2014 года — до 9,43 тыс. авто.

Главным же решением для импортеров стала отмена утилизационного сбора. Напомним, что 28 марта стало известно, что Украина, согласно решению Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), с 14 апреля снизит спецпошлины на легковые авто на треть, через год — еще вдвое.

Но не все так гладко. На фоне снижения спецпошлин и устранения утилизационного сбора 27 марта Верховная Рада приняла закон, которым, в частности, увеличиваются ставки акциза на новые автомобили и мотоциклы с объемом двигателя более 0,5 л, устанавливаются ставки акциза на мотоциклы с двигателем до 0,5 л в размере 0,06 евро за 1 куб.см. Также повышаются вдвое ставки акциза на кузова для крупноузловой сборки авто.

Таким образом, на защите украинского автопрома остались: 10% пошлины, увеличенный в 2 раза акцизный сбор и спецпошлины на бензиновые автомобили с двигателями 1-2,2 л.

Сколько стоит?

Сразу после отмены утилизационного сбора импортеры заявили об активизации авторынка. Так, Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) прогнозирует уменьшение цены на автомобили с объемом двигателя до 1 500 куб. см до 8%; на авто 1 500-2 200 куб. см включительно — до 5%; на автомобили 2 200-3 000 куб. см включительно до 3-4%. При этом цены на автомобили от 3 001 куб. см вырастут не менее, чем на 8%.

Вместе с тем старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко уточняет, что для бензиновых двигателей по мере увеличения объема двигателя эффект на цены от минуса уходит в плюс, при этом довольно существенный — до +8%. Так, в общем цены на автомобили с объемом двигателя до 1,5 л могут упасть на 6%, от 1,5 до 2,2 л — упадут до 5%, ну а от 2,2 до 3л цена сократится всего на 3%. Вместе с тем удорожание цены на 8% можно будет увидеть в отношении автомобилей объемом двигателя от 3 до 3,5 л.

"Это происходит из-за того, что в два раза растет акциз, и в какой-то момент эффект акциза начинает перевешивать сокращение цены от снижения спецпошлин и отказа от утилизационного сбора, тем более что спецпошлины на автомобили с двигателем свыше 2,2 литра вообще не распространяются", — объясняет аналитик.

По его мнению, самый большой эффект снижения цен в процентном отношении может проявиться в сегменте самых маленьких бензиновых двигателей. Для дизельных автомобилей общий эффект на цену ниже, все колебания находятся в пределах 1-3%. "Это из-за того, что спецпошлины на них не распространялись. Кроме того, так как для самых крупных двигателей акциз не меняется, то нет того эффекта, который мы наблюдаем для бензиновых двигателей, когда минус переходит в плюс по мере роста объема", — поясняет аналитик ИГ "Арт Капитал".

При всем позитивном настрое украинцы не увидят прямого понижения цен на иномарки в автосалонах из-за девальвации гривни (с начала года нацвалюта "потеряла" 70%), которая вынуждает импортеров взвинчивать цены. Если раньше они их сдерживали за счет складских запасов, то теперь началась волна роста цен.

"Что касается наших моделей, тех расчетов, которые мы делали, на автомобили с двигателем до 2,5 л возможно удешевление цены в связи с удешевлением себестоимости. В целом мы оцениваем возможное снижение цены на уровне от 4% до 5%. Но нужно принимать в учет девальвацию гривни, которая составляет более 50% уровня сегодняшнего рынка", — говорит гендиректор ТОВ "Ниссан Украина" Анатолий Нестеренко.

В общем же в ситуации, когда отмена сборов и пошлин позволяет импортеру держать цену ниже, на практике это будет выражено в том, что цены будут расти медленнее.

Перераспределение рынка

Как отмечают эксперты RST.ua, в условиях борьбы за покупателя ввиду общего снижения спроса на новые легковушки дистрибьюторы будут корректировать свои планы закупок. Андрейченко же говорит, что среди ожидаемых тенденций спрос на дизельные двигатели сильно вырастет в сегменте SUV и других мощных автомобилей с большим объемом двигателя из-за асимметричного роста акциза. Напомним, что "дизели" начали пользоваться популярностью после введения в Украине 14 апреля спецпошлин на автомобили с бензиновым двигателем, и если в 2012 году доля дизельных авто едва превышала 14% на рынке, то уже в феврале текущего года она достигла 27%.

Импортеры не смогут сильно сместить акцент в сторону малолитражек, потому что именно в этом сегменте наиболее сильная ценовая конкуренция и девальвация дает слишком большее преимущество автомобилям украинской сборки. Так, например, на официальном сайте Toyota автомобиль Toyota Yaris в базовой комплектации стоит 162 тыс. грн, в то время как ЗАЗ Forza 2014 года в комплектации Lux стоит, по данным официального сайта ЗАЗ, 130,8 тыс. грн. Такие образом, отмечает аналитик, будет расти доля тех малолитражек, которые могут брать больше качеством, чем ценой.

Помимо этого увеличить долю закупок малолитражек импортеров может подтолкнуть и ощутимый рост цен на светлые нефтепродукты, чему тоже поспособствовало падение курса гривни к доллару. Как отмечает Андрейченко, увеличение цены на топливо будет влиять на предпочтения потребителей в сторону автомобилей с меньшим объемом двигателя, за исключением особо больших двигателей, где для покупателей доля бензина и ГСМ в бюджете не является определяющей.

В конечном итоге эксперты прогнозируют, что в ближайшие месяцы украинский авторынок не перевалит за отметку больше 12 тыс. автомобилей, а восстановление спроса до 14 тыс. единиц в месяц и выше может проявиться уже во втором полугодии. "Относительно прогнозов рынка, мартовское падение было довольно показательной реакцией на повышение цен на 20-30% из-за девальвации, когда закончились авто, завезенные по старым ценам. Со временем рынок сможет успокоиться. Вряд ли это произойдет в апреле, потому что гривня еще не нащупала дно, но к июню покупатели увидят приблизительный ориентир по курсу евро на следующие месяцы и смогут принять решение относительно новых покупок", — комментирует Андрейченко.

И все бы хорошо, вот только пока неясно, что дальше будет с гривней, вдобавок нужно учитывать тот факт, что Украина уже потеряла не основной, но достаточно весомый рынок сбыта — Крым, где, к примеру, в феврале было продано 500 автомобилей. И пока Украина ждет принятия закона об оккупационных территориях, а дилеры остаются в подвешенном состоянии, остается надеяться только на лучшее.