НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Снижение акцизов на подержанные иномарки обрушит продажи новых авто в четыре раза

Одиозный законопроект №3251 о снижении акцизов на подержанные иномарки вызывает жаркие споры в среде автомобильного бизнеса. Автомобильные импортеры уверены, что в случае его принятия продажи новых легковушек упадут до 10-20 тыс. в год
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Законопроект №3251"О стимулировании развития рынка подержанных транспортных средств" предполагает на два года — с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года — снизить акциз при импорте подержанных иномарок. Причем в зависимости от объема двигателя ставки акциза уменьшаются в 9-28 раз.

Авторы законопроекта уверяют, что в условиях свирепствующего в Украине экономического кризиса это позволит людям недорого купить подержанный легковой автомобиль.

Однако при этом не стоит забывать, что с 1 января 2016 года в Украине вводится экологический стандарт Евро-5. Фактически это означает ограничение возраста импортируемых подержанных иномарок: данному стандарту удовлетворяют модели 2010 года выпуска, которые в Европе не так уж и дешевы. Цены на такие авто массовых марок в ЕС стартуют от 5-7 тысяч евро. По расчетам главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, в случае отмены акциза их стоимость после доставки в Украину и растаможки будет никак не меньше 8-10 тысяч евро.

А что в таком случае будет с рынком новых легковушек?

Спрос на новые легковые автомобили определяют три фактора — уровень экономики, курс национальной валюты, а также налоги и законодательные ограничения. Совокупность этих факторов позволяет дать вполне однозначный прогноз на 2016 год: машины будут дорожать. "Покупателям, к сожалению, следует ждать роста цен. Украина переходит с нового года на Евро-5, а такие автомобили стоят дороже, второй фактор роста цен — девальвация гривни. Третий — на новый модельный год и новинки производители устанавливают более высокие цены", — отмечает Назаренко.

Кроме того, на некоторые автомобили будут действовать дополнительные пошлины. Так с 5 декабря была введена дополнительная пошлина на машины из Узбекистана в размере 12,2%, а с 3 января автомобили российского происхождения обложат дополнительной пошлиной, размер которой зависит от завода-производителя.

Но и при таком раскладе рынок новых авто в следующем году может немного вырасти.

"Оптимистический прогноз — 60 тыс. новых автомобилей, рост 15-20%. Этот сценарий основан на небольшом росте ВВП и стабильном курсе гривни", – отмечает Назаренко.

Если же будут снижены акцизы на подержанные иномарки, то продажи новых автомобилей неизбежно рухнут. "Снижение акцизов означает снижение продаж новых авто до минимальных объемов в 10-20 тыс. в 2016 году", — говорит Назаренко.

От падения продаж новых авто пострадает и бюджет Украины.

"Автомобильный бизнес в Украине — второй по уровню поступлений от импорта в бюджет (после импорта энергоресурсов). При этом в отрасли задействовано более 50 тысяч специалистов самого разного профиля", – отмечает Ярослав Пригара, генеральный директор компании "АвтоКапитал", официального импортера автомобилей Mercedes-Benz в Украине.

Принятие законопроекта №3251 сделает бессмысленной продажу новых легковых автомобилей — а ведь не секрет, что в качестве налогов (НДС, пошлина, акциз) официальные импортеры уплачивают в госбюджет около 40% стоимости нового автомобиля.

"Абсолютно очевидно, что принятие этого законопроекта будет иметь катастрофические последствия. От снижения акцизов на импорт б/у авто пострадает и государство: бюджет страны попросту не получит поступлений ни от сегмента новых автомобилей, ни от б/у сегмента", – отмечает Ярослав Пригара.

Кроме того, под удар будут поставлены отечественные заводы по выпуску автомобилей и их партнеры. Сейчас в стране легковушки с горем пополам выпускают два автозавода из четырех — ЗАЗ и Еврокар. Завод "Богдан" простаивает с 2014 года, а завод КрАСЗ в ноябре был объявлен банкротом и будет ликвидирован.

В свете этого снижение акцизов на подержанные иномарки при всей своей кажущейся привлекательности может обернуться катастрофой для автомобильной отрасли Украины – причем это относится как к производству, так и к продажам новых легковых автомобилей.

"У меня есть веские основания полагать, что такая законодательная инициатива поставит под угрозу присутствие в стране официальных представительств иностранных марок, равно как и существование отрасли в целом", – отмечает Пригара.