- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Чай будет дорожать
на большинство сортов африканского чая на крупнейших в мире чайных торгах в кенийском городе Момбаса достигли исторического максимума – 3,75 доллара за килограмм. В январе 2009 года кенийский чай стоил $2,19/кг. Таким образом, с начала года оптовые цены на чай подскочили на 25%. Подорожание чая происходит с одновременным сокращением объемов его производства из-за засухи в странах-производителях. В Кении, Индии и Шри-Ланке (крупнейшие страны-производители чая) с января 2009 года производство чая сократилось на 10%. Это происходит с одновременным повышением мирового спроса.
Мировые тенденции по росту цен на чай не обошли стороной и Украину. Сейчас 50% чая, который продается в Украине – цейлонский, 15% - индийский, 15% - кенийский, 10% - китайский и еще 10% – другие чаи. Цены на чай в стране в этом маркетинговом году (сентябрь 2008 - август 2009) выросли на 25-30%. Это связано не только с повышением стоимости чая, но и с девальвацией национальной валюты. В виду сегодняшнего резкого роста цен, стоимость напитка в Украине может вырасти еще минимум на 2-3%. "На рынке чая проблемы с урожаем из-за непогоды – явления достаточно нередкие. При этом на цену чая, помимо стоимости листьев, влияют другие составляющие, например, стоимость упаковочных материалов", - говорит менеджер по связям с общественностью и прессой СКУ ООО "Пирамида" (ТМ Ahmad Tea, Grace!, TET) Александр Алискеров. В связи с эти крупные компании стараются в ущерб собственной рентабельности удерживать цены, чтобы не потерять долю на рынке и потребителя. Так, что бы удовлетворить беднеющего потребителя, компания "Пирамида" выпустила на рынок экономные предложения: чай в пакетиках без ярлыков и в пачках из фольги.
В то же время курсовые колебания загнали многих мелких производителей чая в тупик: они повысили цены в 1,5-2 раза, в результате чего ушли с рынка. По словам Александра Алискерова, сейчас на долю пяти крупнейших производителей приходится около 70% продаж чая в Украине. "Перераспределение долей между крупными и мелкими компаниями будет продолжаться: крупные будут вытеснять мелких" - уверяет Алискеров. Так, если в середине 2000-х годов существовало более 130 брендов чая, то сейчас их количество уже сократилось до около 100 наименований.
СПРАВКА
По данным Ahmad Tea London, емкость украинского рынка чая в 2008 году составляла 20 тыс. тонн в натуральном выражении и около $300 млн. в денежном. На долю черного чая приходится 75% рынка, зеленого – 20%, "цветных" чаев – 1% и травяных – 4%.
Доли брендов на рынке (январь 2009)
Ahmad Tea – 12,3%
Липтон – 11,2%
Майский чай – 7,5%
Принцессы (Ява, Нури, Канди суммарно) – 7,3%
Беседа – 6,8%
Гринфилд – 6,3%
Батик – 6%
Добрыня – 4,2%
Хэйлис – 3,6%
По данным операторов рынка