НБУ курс:

USD

41,99

+0,11

EUR

43,65

+0,13

Наличный курс:

USD

42,35

42,28

EUR

44,30

44,10

Как за 10 лет ЕВРАЗ растерял почти все активы в Украине

Группа ЕВРАЗ, главным акционером которой является Роман Абрамович, ворвалась в горно-металлургический комплекс Украины в 2007 году, купив 5 предприятий. Однако к концу 2017 года портфель ее промышленных активов в нашей стране может сократиться до одного

Весной 2008 года в одном из ресторанов Киева российский топ-менеджмент группы ЕВРАЗ наконец-то презентовал журналистам покупку промышленных предприятий в Днепропетровске (сейчас — Днепр) и других городах Днепропетровской области. "Мы покупаем металлолом только по цене металлолома", — доверительно делилась во время фуршета одна из представителей руководства. Так она отреагировала на вопрос о возможной покупке американского завода Sparrows Point, за которым к тому времени выстроилась очередь из потенциальных инвесторов.

Но, похоже, ЕВРАЗу нужно было сначала разобраться с приобретенными в декабре 2007 года украинскими активами и их бывшими владельцами. Напомним, что компания Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова тогда выкупила пять промышленных предприятий у Игоря Коломойского и его партнеров по неформальной бизнес-группе "Приват" (названа по имени "Приватбанка", основными акционерами которого были Коломойский и Геннадий Боголюбов).

Все они находились далеко не в идеальном техническом и организационном состоянии.

Это были "Днепропетровский МЗ им.Петровского" (Сейчас "ЕВРАЗ ДМЗ"), Днепропетровский (оба — Днепр) и Днепродзержинский коксохимы, Баглейкокс (сейчас "ЕВРАЗ Южкокс", оба — Каменское) и ГОК "Суха Балка" (сейчас "ЕВРАЗ Суха Балка", Кривой Рог). Еще акционерам российской бизнес-группы досталось около 50% в "Южном ГОКе" (Кривой Рог), но его так и не смогли интегрировать в структуру группы. Акции предприятия достались Lanebrook Ltd. (Кипр), которая является одним из акционеров холдинговой компании ЕВРАЗ.

В обмен на это уже бывшие акционеры "Приватбанка" получили $1 млрд и 9,7% в акционерном капитале ЕВРАЗа.

Сделка практически сразу же пошла не совсем так, как планировали в Лондоне. "Это же уникальный проходимец. Он даже нашего Абрамовича надул. Как говорят у нас в кругах просвещенной интеллигенции: кинул", — так в 2014 году охарактеризовал Игоря Коломойского президент РФ Владимир Путин.

Сложности у россиян в Украине начались с того, что они более двух лет не могли провести смену менеджмента "Южного ГОКа". Лишь 30 апреля 2010 года под контролем Вадима Новинского (второго крупного владельца предприятия) все руководство ЮГОКа во главе с Сергеем Барабановым (ставленник группы "Приват") отстранили от управления. Однако даже после этого приватовцы "смогли" насолить ЕВРАЗу и Новинскому. В начале мая 2010 года еженедельник "Зеркало недели" сообщил, что уже после кадровой рокировки со счетов ЮГОКа в Криворожском отделении "Приватбанка" в пользу других компаний было переведено 983 млн грн (более $100 млн по действовавшему тогда курсу валют). Якобы это сделала отстраненная на тот момент главбух, которую выкрали сотрудники охранной компании "Б.О.Г.", связанной с одним из партнеров Коломойского Геннадием Корбаном.

Игорь Коломойский (слева) и Геннадий Корбан

Практически одновременно у ГОКа "Суха Балка" возник логистический конфликт с соседями — "Криворожским железорудным комбинатом" (КЖРК, контролируется экс-владельцами "Приватбанка" и СКМ Рината Ахметова) — из-за которого предприятие даже вынужденно останавливалось. С трудом удалось погасить и этот "пожар".

Казалось, ЕВРАЗ выстоял в непростой борьбе с украинскими партнерами-конкурентами.

Осенью 2010 года группа начала объединение своих активов в Днепре — метзавода и коксохима. А в 2011 году стало известно о сокращении доли Игоря Коломойского в капитале группы до менее чем 5%. Для инвестора начались относительно спокойные времена.

В августе 2012 года группа заявила о продаже за $4 "ЕВРАЗ Днепродзержинский КХЗ". Покупателем стала Lanebrook Ltd. Транзитом через эту материнскую компанию коксохим должен был попасть в структуру группы "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского. У решения была своя бизнес-логика: у ЕВРАЗа кокс был в избытке. "Метинвесту" своих мощностей, наоборот, не хватало. И хотя от прежних владельцев у коксохима осталось только слово "ЕВРАЗ" в названии, сделка не закрыта до сих пор из-за отсутствия разрешения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

Тогда же в экспертной среде появилась информация, что россияне могут избавиться еще от одного актива — "Баглейкокса" (сейчас "ЕВРАЗ Южкокс"). А покупателем станет корпорация ИСД, "Днепровский меткобминат" которой работает в том же городе — Каменском. Однако сделка так и не состоялась.

В 2015 году ЕВРАЗ прекратил указывать среди крупных акционеров Игоря Коломойского.

Ее предприятий практически не коснулись общественные волнения, вызванные ухудшением отношений между Украиной и Россией. Они работали в уже наработанном ритме. "Украинские предприятия объединены в отдельный дивизион "Украина" и являются для нас стратегическими активами, планов по их продаже на сегодняшний день нет", — говорил весной прошлого года в интервью Delo.UA вице-президент ЕВРАЗ Денис Новоженов.

Не прошло и года с момента этого заявления, как ЕВРАЗ в годовом отчете за 2016 год сообщил о продаже "ЕВРАЗ Южкокс". Но до сих пор непонятно кто стал покупателем и какова сумма сделки. В отчете уточнялось: менеджмент группы считает, что соглашение еще не стало безусловным и продолжает относиться к "ЕВРАЗ Южкоксу", как к активу, выставленному на продажу в финотчетах.

Спустя еще несколько месяцев год группа заявила о продаже ГОКа "Суха Балка" украинскому бизнесмену Александру Ярославскому, который уже давно не был активным игроком на металлургическом рынке. Зато у него дружеские отношения с Романом Абрамовичем и другими российскими бизнесменами. Цена сделки $110 млн.

Отметим, что "Суха Балка", начиная с осень прошлого года работала очень нестабильно. Сначала у нее возникли сложности с продлением спецразрешений на добычу полезных ископаемых. А в конце апреля 2017 года ее работники присоединились к отраслевым протестам с требованием повысить заработную плату до 1 тыс. евро.

Сейчас на сайте украинского подразделения ЕВРАЗ все еще числится три актива — ЕВРАЗ ДМЗ, ЕВРАЗ Южкокс и ЕВРАЗ Суха Балка. Однако два из них находятся в процессе продажи.

Так что за 10 лет количество предприятий, в которых официально присутствует этот инвестор, сократилось с пяти до одного.

При этом далеко не факт, что выход из бизнеса компенсировал затраты на его приобретение.

Незначительным утешением стало то, что главой набсовета "Южного ГОКа" в мае стал представитель ООО "ЕВРАЗ Украина", который заменил официального владельца акцией — Lanebrook Ltd. Возможно, и сам ЮГОК введут под крыло ЕВРАЗа? Отраслевые аналитики пока не склонны к такой версии. В комментарии Delo.UA практически они назвали это техническим действием.

Прямое влияние россиян в украинском ГМК заметно сократилось и, не исключено, что процесс может продолжиться. Ведь "ЕВРАЗ ДМЗ" остается одним из наименее модернизированных металлургических активов страны. А инвестиции в его развитие материнская компания не выделяла и в более благополучные годы.