НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Топливный нокаут: на сколько вырастут цены на бензин

Резкий рост курса доллара не мог не отразиться на импортных товарах. И в первую очередь он ударил по кошельку автомобилистов — вслед за удорожанием доллара на 8,5% "рванули" на 9% вверх и цены на АЗС
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

За последнюю неделю курс доллара по отношению к гривне вырос до исторического максимума — 13,09 грн/$ (на 14 августа). Что неизбежно повлекло за собой подорожание светлых нефтепродуктов на АЗС Украины. Так, по данным ГП "Госвнешинформ", популярная марка бензина А-95 подорожала в среднем на 9% с понедельника, 11 августа. Уже к пятнице, 15 августа, стоимость топлива составила 16,81 грн/л. Для дизельного топлива цена возросла на 4%, до 15,51 грн/л. Эксперты предрекают — подорожание будет продолжаться.

Такое резкое повышение цен неудивительно и было прогнозированным еще с начала текущего года. Около 80% нефтепродуктов, которые продаются в Украине, импортные. При этом снижение нефтепереработки на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) может сказаться на этом соотношении не в лучшую сторону: в стране ныне функционирует лишь один НПЗ — Кременчугский (входит в сферу интересов группы "Приват" Игоря Коломойского). По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, за 5 месяцев 2014-го НПЗ Украины выпустили всего 645,4 тыс. тонн нефтепродуктов — на 21,9% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года. А вот потребление за тот же время показало падение всего на 4,8% — до 3,38 млн тонн. Соответственно, недостающую разницу нефтетрейдеры покрывают за счет импорта топлива, закупая его в других странах за валюту.

По словам Сергея Куюна, директора консалтинговой компании "А-95", около 90% стоимости бензина и дизельного топлива составляет валюта, поскольку и нефть, и нефтепродукты закупаются за рубежом. Кроме того, украинские нефтетрейдеры также выплачивают акциз на топливо, который для бензинов составляет 198 евро/тонна, а для дизельного топлива — около 96 евро/тонна. По словам Куюна, при нынешнем уровне налогообложения нефтепродуктов и текущих мировых котировках "в ближайшее и не очень время" цена бензина А-95 будет составлять 1 евро (17,49 грн по курсу НБУ на 15 августа) за литр.

По прогнозам финансовых аналитиков, в этом году возможный коридор курса доллара лежит в пределах 11-15 грн/1$. Сейчас гривня движется по траектории, близкой к курсу в 15 грн за доллар — линии сопротивления на валютном рынке, однако пересечение этой отметки (при условии отсутствия открытого военного конфликта между Россией и Украиной) не прогнозируется в 2014 году. Но за последнюю неделю курс доллара вырос на 8,5%, что примерно соответствует показателю подорожания нефтепродуктов.

Нефтетрейдеры смотрят на текущую ситуацию довольно пессимистично. К примеру, в азербайджанской компании-владельце сети АЗС SOCAR прогнозируют, что если тенденция роста курса продолжиться до 15 грн/$, то цена топлива для потребителя может повыситься до 19,20-19,50 грн за литр бензина А-95. В то же время в пресс-службе компании отмечают: частично рост цен на топливо удается сдерживать за счет наличия резервов и реализации запасов нефтепродуктов, приобретенных ранее.

В компаниях "ВОГ-Ритейл" (держатель сети АЗС WOG; входит в группу "Континиум" Игоря Еремеева) и "Параллель" (держатель одноименной сети АЗС; входит в структуру холдинга СКМ Рината Ахметова) отмечают — подорожание топлива неизбежно. По словам директора департамента розничных продаж нефтепродуктов сети АЗК WOG Михаила Романива, которого цитирует пресс-служба компании, рост курса доллара на 10 коп. ведет к увеличению розничных цен на нефтепродукты на 8-9 коп./литр.

"В формировании цены на бензин порядка 60% приходится на стоимость топлива до ввоза в Украину и 30% — на налоги. Для ДТ эти показатели составляют 63% и 23% соответственно. Когда курс за пару дней резко растет почти на 1,5 грн, это не может не отразиться на цене нефтепродуктов. Нам просто необходимо приобретать валюту для закупки топлива в нужном количестве … Для понимания зависимости цены нефтепродуктов от курса валют можно привести такой пример: при росте курса на 10 коп. стоимость топлива повышается на 8-9 коп." — отмечает Романив.

Как бы то ни было, снизить стоимость топлива за счет смены поставщика отечественным нефтетрейдерам вряд ли удастся. К примеру, в компании "Концерн Галнафтогаз" (держатель сети АЗС ОККО; входит в "Универсальную инвестиционную группу" Виталия Антонова) отмечают, что уже подписали контракты с поставщиками топлива. Ситуация также осложняется тем, что Мозырский НПЗ в Беларуси — один из основных поставщиков светлых нефтепродуктов на территорию Украины — намерен уйти на ежегодный плановый ремонт. Согласно сообщению компании "Белнефтехим", которая контролирует завод, Мозырский актив намерен начать проведение капремонта с середины 3-й декады сентября и до третьей декады октября месяца (несколько короче, нежели полагается по нормативу). Из-за этого украинским нефтетрейдерам пришлось законтрактовать дополнительные объемы топлива у других поставщиков (тот же "Галнафтогаз" в это время будет закупать продукцию польско-литовского концерна Orlen).

Впрочем, если цены продолжат рост, такие манипуляции могут и не понадобиться из-за сокращения потребления. По словам Сергея Куюна, после повышения цен до 15-16 грн за литр продажи бензина упали на 20%. "После 17 грн за литр, думаю, увидим все 30%", — говорит эксперт.

Но есть и сторона, которая косвенно выигрывает от такого скачка стоимости топлива. Это — государство. По словам Куюна, рост цен — это рост поступлений в бюджет. "Если в прошлом году акциз был 2000 грн, то сегодня уже 3500 грн — за счет девальвации. НДС в цене топлива был 2 грн, а теперь — почти 3 грн", — объясняет он. Но в то же время аналитик предостерегает — снижение потребления нефтепродуктов приведет к стагнации экономики в целом, так что вряд ли страна выйдет в бюджетный плюс по топливным причинам.